Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Правописание -тся и -ться в глаголах
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
Упражнят(ь,-)ся, обливат(ь,-)ся, здоровье, учат(ь,-)ся, умоет(ь,-)ся.
Учитель. Прочитайте слова.
Исключите из этого ряда по одному лишние слова так, чтобы в нем осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Можно исключить слово здоровье, так как это имя существительное, а остальные глаголы.
Можно исключить слово упражняться, так как это глагол в неопределенной форме, а остальные глаголы третьего лица.
Можно исключить слово учатся, так как это глагол в форме множественного числа, а остальные в форме единственного.
Можно исключить слово обливается, так как оно имеет проверяемую безударную гласную в корне (проверочное слово лить) и отдачам на вопрос что делает?, а в глаголе умоется нет такой орфограммы и он отвечает на вопрос что сделает?
Учитель. Расскажите все, что вы знаете о глаголе.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Еще раз посмотрите на глаголы, с которыми вы работали. Обратите внимание на их написание и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока — «Правописание- тся, -ться в глаголах».
Тема урока записывается учителем на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1) Повторить правило о написании ...;
2) учиться правильно ...;
3) познакомиться с .
Цель урока: повторить правило о написании -тся, -ться в глаголах; учиться правильно писать глаголы на -тся, -ться; познакомиться с новым словарным словом.
3. Изучение нового материала
На доске написаны слова:
обливаться, наклоняться, смеется, печалятся, продвигаться, улыбнутся.
Учитель. Прочитайте глаголы и разделите их на две группы по нескольким признакам одновременно. Какие глаголы можно отвести к первой группе и почему?
К первой группе можно отнести глаголы обливаться, наклоняться, продвинуться. Они употреблены в неопределенной форме, имеют приставку, оканчиваются на –ться.
Учитель. Напишите эти глаголы столбиком, укажите их форму, вопросы, на которые они отвечают, выделите -ться.
Н. ф.
что делать?
что сделать?
обливаться
наклоняться
продвинуться
Учитель. Назовите глаголы второй группы.
Ко второй группе относятся глаголы смеется, печалятся, улыбнутся. Это глаголы в форме третьего лица, они не имеют приставки, оканчиваются на -тся.
Учитель. Напишите эти глаголы. Оформите запись так же, как в первом столбике.
Н. ф. |
Гл. 3-го лица |
что делать? |
что делает? |
что сделать? |
что делают? |
что сделают? |
|
наклоняться |
печалятся |
продвинуться |
улыбнутся |
обливаться |
смеётся |
Учитель. Скажите, что пишется в глаголах перед -ся, если он отвечает на вопросы что делать? что сделать? И стоит в неопределенной форме.
Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и стоит в неопределенной форме, то перед -ся в нем пишется ь.
Учитель. Что пишется в глаголе перед -ся, если он отвечает на вопросы что делает?, что делают?, что сделают? И стоит в третьем лице?
Если глагол отвечает на вопросы что делает?, что делают?, что сделают? и стоит в третьем лице, то в нем перед -ся буква ь не пишется.
Учитель. Расскажите полностью правило о правописании –тся, -ться в глаголах. Для примера используйте слова из цепочки, с которой мы работали в начале урока.
Прочитайте правило в учебнике, сравните его с нашей формулировкой.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Разбит(ь,-)ся в лепешку, становит(ь,-)ся на колени; старат(ь,-)ся изо всех сил, близит(ь,-)ся опасность, подчинит(ь,-)ся победителю, превращать(ь,-)ся в слух, невозможно свободно передвигат(ь,-)ся, стучать(ь,-)ся в дверь, неуклонно приближат(ь,- )ся, напряженно вслушиват(ь,-)ся, тучи сгущают(ь,-)ся, повернут(ь,-)ся негде.
Образец: бросаться в глаза — резко выделяться.
Учитель. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.
Надо к фразеологическим оборотам подобрать подходящие по смыслу словосочетания; где необходимо, написать букву ь.
Учитель. Какую пару можно выделить?
Можно выделить такую пиру: тучи сгущаются — близится опасность.
В ней глаголы третьего лица. Они пишутся без ь. В остальных словосочетаниях глаголы стоят в неопределенной форме. Они пишутся с ь.
Учитель. Расскажите правило о правописании -тся, -ться в глаголах и приведите примеры.
5. Словарно-орфографическая работа
На доске написано:
Чтоб с болезнью не встречат(ь,-)ся,
…………………………………занимат(ь,-)ся,
…………………………………тренироват(ь,-)ся.
…………………………………закалят(ь,-)ся.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это синоним к первому слову из цепочки, с которой мы работали в начале урока. В нем пять слогов.
Это слово тренироваться.
Учитель. Что означает слово тренироваться?
Тренироваться — это значит, обучаясь, упражняться в чем-либо.
Учитель. Найдите слово тренироваться в орфографическом словаре. Объясните его написание.
В слове тренироваться пять слогов. Четвертый слог ударный. В первом слоге безударная гласная е. Проверочное слово тренер. Во втором слоге непроверяемая безударная гласная и. Ее надо запомнить. В третьем слоге проверяемая безударная гласная о. Проверочное слово тренировка. Перед -ся пишется буква ь, так как это глагол в неопределенной форме, он отвечает на вопрос что делать?
Учитель. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней свое задание.
Надо досочинить четверостишие, включая указанные глаголы; написать, раскрывая скобки.
6. Закрепление изученного материала (продолжение)
Упражнение 2
Связаны ли между собой мышцы и интеллект, светлый ум и физическая сила? Михайло Ломоносов легко завязывал в узел железную кочергу. Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов в Киеве. Близкое соседство интеллектуальной деятельности и двигательной активности кажет(ь,-)ся странным и непонятным. Физиологи доказывают, что умственные способности физически развитых людей выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняет(ь,-)ся тем, что поступающие от мышц сигналы — необходимая предпосылка для успешной работы мозга. Недаром сотрудники некоторых американских фирм, которые занимают(ь,-)ся физподготовкой, получают надбавки к зарплате.
Учитель. Занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье. Это необходимое условие развития очень важных способностей. Каких именно, вы узнаете, выполнив очередное упражнение. Прочитайте его.
Какие способности развиваются не без помощи занятий физкультурой и спуртом?
Занятия физкультурой и спортом развивают умственные способности.
Учитель. Сформулируйте свое задание к тексту.
Надо подобрать заглавие к тексту и разделить его на две части по смыслу и наличию глаголов о третьем лице или в неопределенной форме.
Учитель. Какое заглавие вы бы могли предложить к тексту?
Крепче мышцы острее ум.
Учитель. Напишите заглавие и ту честь текста, где имеются глаголы на правило, изучаемое сегодня.
Найдите в этой части слова, которые имеют тиной же состав, как в слове сотрудники.
7. Итог урока
Учитель. Какое правило мы повторяли сегодня на уроке?
Мы повторяли правило о правописании –тся, -ться в глаголах.
Учитель. Расскажите это правило и приведите примеры, еще не звучавшие на уроке.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность учащихся на уроке.