Русский язык 3 класс - разработки уроков
ЧАСТИ РЕЧИ. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: формировать умения применять знания об имени существительном, прилагательном, глаголе при выполнении практических заданий.
Ход урока
I. Чистописание.
Экскурсия эскалатор экскаватор
Старость – эх-ма! А молодежь – ой-ой!
II. Словарная работа.
1. Отгадайте загадку:
Если б не было его,
Не сказали б ничего. (Язык.)
2. Подберите рифму:
А потом за бороду
Вели козла по… (городу).
Древнейшим значением этого слова было «тын», «ограда», «обнесенный частоколом поселок».
3. Назовите основную нацию, населяющую Российскую Федерацию. (Русские.)
4. Назовите одним словом, словосочетанием: крестьянское селение. (Деревня.)
5. Назовите слово, противоположное по смыслу слову «чужбина». (Родина.)
– Запишите слова в словарики. Подберите однокоренные слова к новым словарным словам.
III. Формирование новых понятий.
– На какие вопросы отвечают слова-отгадки?
– Запишите слова в словарь, расставляя знаки ударения, выделите орфограммы.
– Классификация словарных слов по группам (по частям речи).
Физкультминутка
IV. Постановка проблемы и ее анализ.
1. Работа с учебником. (Упр. 36.)
– Прочитайте предложения.
– На какие вопросы отвечают выписанные вами слова? Что они обозначают? К какой части речи отнесем эти слова?
2. Группировка слов по частям речи. (Упр. 32: I вариант – выписать существительные, II – прилагательные, III – глагол.)
3. Выполнение учеником задания у доски. (Упр. 34.)
4. Устное составление концовки рассказа. (Упр. 33.)
Например: Влезет ёжик в свое жилище и будет крепко спать всю зиму. Не будите и не трогайте его, иначе ёжик заболеет! Теплым апрельским днем вы снова встретите своего знакомого, но очень похудевшим за время долгого сна. Скоро ёжик отъестся мышами.
5. Работа с правилом на с. 19.
Физкультминутка
Декламация стихотворения сопровождается движениями пальцев: руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт чтения стихотворения.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
6. Устное сравнение и оттеночное значение существительных.
(Упр. 35.) (Добавочные оттенки уменьшительности, ласкательности, увеличительности, пренебрежения.)
7. Игра «Четвертый лишний».
– Из каждой группы исключите одно лишнее слово:
корова, медведь, лошадь, овца;
тетрадь, блокнот, журнал, ручка;
шкаф, ковер, диван, полки;
племянник, сестра, ученик, дедушка.
V. Обобщение.
– Что обозначает имя существительное?
– Какие оно имеет формы, как изменяется?
– Что необходимо сделать, чтобы существительное поставить в начальную форму?
Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту.