Русский язык 3 класс - разработки уроков
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель: развивать умения устанавливать связь слов в предложении, анализировать: о ком (о чем) и что говорится.
Ход урока
I. Чистописание.
Под к..рнями дер..ва жук заметил н..ру.
– Объясните правописание пропущенных букв. Найдите главные члены предложения, поставьте вопросы, подчеркните.
II. Постановка проблемы. (Упр. 13, устно.)
1. Ответы на вопросы.
– Как найти главные члены предложения? (Выяснить, какую роль выполняет слово в предложении, поставить вопрос.)
– Найдите главные члены предложения. Поставьте вопросы (упр. 13). Учитель читает «Заклинание» из радиопередачи «В поисках подлежащего и сказуемого»:
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружите этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Этот глагол нам необходим
В нашей работе школьной.
Он будет сказуемым – и не простым!
А даже простым глагольным.
Потом от него мы вопрос кто? что?
К другим словам отправляем,
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения!
– Что значит найти главные члены предложения?
2. Восстановление порядка слов в деформированном предложении (упр. 14, письменно). Анализ предложения, вычленение грамматической основы. Почему из этих слов нельзя составить предложение про поле?
– Подлежащие и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения, к ним присоединяются все второстепенные члены. При помощи вопросов найдите в предложении словосочетания, укажите связь стрелками.
Физкультминутка
III. Закрепление. Выполнение упражнений на применение знаний.
1. Дать анализ предложений. (Упр. 15.)
– Что вы знаете о предложении?
– Почему важно знать правила о предложении?
– Определите интонацию, с которой произносятся предложения.
– Выполните грамматический анализ первого предложения (письменно).
– Лексическое значение слова «вешняя». (Из «Словаря русского языка» Ожегова С. И.: вйшняя – весенняя.)
– Выпишите словосочетания из предложения.
– Составьте схему предложения (на доске):
– О чем необходимо помнить, составляя словосочетания? (Подлежащее и сказуемое никогда не образуют словосочетание.)
2. Самостоятельная работа. (Упр. 16.)
– Восстановите порядок слов в деформированных предложениях по определенным схемам.
IV. Итог урока.
– Что такое подлежащее?
– Что такое сказуемое?
– Какие еще есть члены предложения?
– Какую роль играют второстепенные члены в предложении?
Домашнее задание. Упражнение 17.