Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить признаки понятия ударение; формировать умения определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги, сравнивать, составлять модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова; создать условия для наблюдения за разноместностью русского ударения; развивать навык правильного литературного произношения слов; уточнить представления о вежливых словах; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение составленного из слогов слова, выяснение его значения.

2. Чтение темы “Ударение”. Постановка и обсуждение познавательной задачи урока: “Как определить ударный слог?” Обсуждение целей урока.

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Пушкина “Уж небо осенью дышало...” подготовленным учеником. Выполнение заданий учебника (упр. 99, с. 67) или “Рабочей тетради” (упр. 56, с. 27).

4. Чтение сведений об ударении (учебник, с. 67) и работа с научным текстом. Ответы на вопросы: “О чём этот текст? Сколько частей в нём можно выделить? О чём говорится в каждой части? Какой вопрос к каждой из них можно задать?” (Что такое ударение? Как отличить безударный слог от ударного? Где ставится знак ударения?)

5. Обсуждение: “Как определить ударение в слове?” (С помощью приёма попеременного перенесения ударения с одного слога на другой с возвращением к верно произнесённому слову, приёма “позвать слово” и др.) Выполнение заданий учебника (упр. 100, с. 68).

6. Упражнение в обосновании того, что не над каждым словом ставится ударение, в соотнесении слова и слогоударной схемы (учебник, упр. 101). Учитель обращает внимание: ударение над односложными словами и словами с буквой ё не ставится. Выполнение заданий.

7. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 68) и обобщение: в русском языке ударение свободное, оно может быть на любом слоге. В других языках ударение закреплено за определённым слогом, например во французском языке — за последним слогом, в польском — за предпоследним. Ответ на вопрос: “В каком словаре можно узнать, на какой слог в слове падает ударение?” (Орфоэпический словарь.) Проверка по “Орфоэпическому словарю” учебника, действительно ли над словом шофёр не стоит знак ударения (с. 134).

8. Выразительное чтение диалога (учебник, упр. 102). Наблюдение над звучанием ударного слога. Выполнение заданий.

9. Работа над значением и написанием слова извините. (Слово извините произошло от слова винить и означает “снять вину”, “оправдать”, “простить”.)

Определение, когда это слово употребляют в речи, проговаривание его по слогам с целью определения “трудных мест” в слове, наблюдение над выделенными для запоминания буквами в слове (учебник, с. 68).

10. Обсуждение вопроса: “Что значит понятие вежливые слова?” Составление из слогов вежливых слов и определение, в каких жизненных ситуациях их употребляют в речи (“Рабочая тетрадь”, упр. 57, с. 28). Составление диалогов, в которых могут быть использованы вежливые слова.

11. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Как определить ударный слог в слове? Какие слоги называют ударными, а какие — безударными?”

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 59, 60, с. 29).






Для любых предложений по сайту: [email protected]