Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с понятиями однокоренные слова, корень слова; формировать умения находить и подбирать однокоренные слова, выделять в них корень, работать со “Словарём однокоренных слов”, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Обсуждение рассказов учеников, которым удалось узнать свою родословную.

2. Ответы на вопросы: “Что означает понятие родственные слова? По каким признакам вы находите родственные слова?”

3. Упражнение в распознавании родственных слов и формировании интеллектуальных умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать слова по определённым признакам. Выполнение заданий упражнений учебника по выбору учителя (устно или письменно, полностью или выборочно): различение родственных слов и синонимов (упр. 81, с. 60), различение родственных и омонимичных слов (упр. 82, с. 60).

4. Чтение и обсуждение познавательной задачи урока: “Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?” Определение задач урока. Обсуждение значения многозначного слова корень.

5. Наблюдение за значением родственных слов (учебник, упр. 84, с. 61), нахождение сходства и различий в лексическом значении родственных слов. Выполнение устных и письменных заданий (упр. 84, с. 61).

6. Работа с определением, введение терминов корень, однокоренные слова (учебник, с. 61). Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: “Как называется общая часть родственных слов? Почему родственные слова называются однокоренными? Назовите однокоренные слова из упр. 84. Прочитайте, что говорится о корне слова. Почему эта часть слова называется главной? Докажите, что в примерах даны однокоренные слова. Назовите в них корень. Что вы узнали из определения?”

7. Наблюдение за значимостью корня в слове, проведение лингвистического опыта (учебник, упр. 86, с. 62). Установление аналогии: как дерево не может расти без корня, так и слова без корня не существует. Иногда говорят: “Смотри в корень!”, это значит “выдели самое главное”. Корень — главная часть в слове.

8. Работа со “Словарём однокоренных слов” в конце учебника (упр. 85, с. 61; “Словарь однокоренных слов”, с. 135). Определение значения некоторых групп слов, запись группы однокоренных слов, наблюдение над написанием корня в однокоренных словах. Составление предложений с любым словом.

9. Упражнение в нахождении однокоренных слов в тексте. Выполнение заданий учебника (упр. 87, с. 62) или “Рабочей тетради” (упр. 48, с. 24).

10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какие слова называются однокоренными? А что означает корень слова? Как определить однокоренные слова?”

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 46, 47, с. 23).






Для любых предложений по сайту: [email protected]