Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова Грачи прилетели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; развивать речь в ходе подготовки и написания сочинения (рассматривания репродукции картины, обсуждения плана сочинения, составления и записи описательного текста); совершенствовать навык грамотного письма; развивать умение оценивать результаты своей деятельности на уроке, проверять сочинение.
Ход урока
1. Чтение темы “Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова “Грачи прилетели”. Определение задач урока. Ответы на вопросы: “Что вы будете развивать на уроке? В ходе выполнения какого задания будете развивать речь?” Определение последовательности работы над сочинением.
2. Знакомство с картиной. История создания картины. Вступительное слово учителя: “Перед вами картина замечательного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Как вы думаете, в какое время года она написана художником? Почему вы так считаете? О чём рассказывает картина? Алексей Кондратьевич Саврасов назвал картину “Грачи прилетели”. А как бы вы её озаглавили? Написана она более ста лет тому назад (1871 г.) на основе личных впечатлений художника от окружающей природы”.
3. Рассматривание картины и беседа по ней (учебник, упр. 127, с. 73).
Учитель: “Всмотритесь ещё раз в картину, сюжет которой необычайно прост: ранняя весна, прилетели грачи. Что привлекло внимание художника? (Старые берёзы, грачи, снег, небо, талая вода, забор, силуэт старинной церкви, поля вдалеке.) Всё озарено спокойным холодным светом весеннего дня. Каким вы увидели небо? (Светло-серое, голубое; плывут облака, гонимые ветром; сквозь облака пробивается солнечный свет...) Что в картине озарено неярким весенним солнечным светом? (Снег у забора, крыши и дома, кирпичные стены старинной колокольни и церкви, стволы берёз...) А каким вы увидели снег у берёз и вдали на полях? (Снег голубоватый, грязный, в рыжих и серых пятнах; у берёз снег потемнел, просел; на полях почти нет снега...) Талая вода сбегает в пруд. Обратите внимание на озерки студёной талой воды, в которой отражаются стволы растущих деревьев и весеннее небо. Какими художник изобразил берёзы? (Берёзы старые, изогнутые (корявые), молодые ветки берёз порозовели и как будто тянутся вверх, на берёзах гнёзда грачей...) Расскажите о грачах. (Грачи хлопочут на деревьях, обживают гнёзда...) Какие цвета преобладают на картине? Чем заинтересовала вас картина? Как точно и выразительно художник передал в картине раннюю весну и прилёт грачей! Это мог сделать только человек, которому по-настоящему близка и дорога природа Русской земли. Именно таким человеком и был А. К. Саврасов”.
4. Обсуждение частей текста сочинения, его фрагментов: “О чём будете писать во вводной части? в основной? в заключительной?”
Варианты дальнейшей работы.
Вариант I. Восстановление и запись текста.
На доске дан текст с пропущенными словами. Ученики самостоятельно могут подобрать пропущенные слова или выбрать подходящие слова из слов для справок. В некоторых словах выделены орфограммы на неизученные правила (по усмотрению учителя).
Грачи прилетели
На картине начало ... . Тает ... . Талая вода стекает в ... . На синем небе ... . Всюду неяркий весенний ... . На деревьях хлопочут ... . Птицы обживают свои ... .
Слова для справок: весна, снег, пруд, облака, свет, грачи, гнёзда.
Вариант II. Дети самостоятельно составляют и записывают сочинение по плану и опорным словам.
Вводная часть. Перед нами картина А. К. Саврасова “Грачи прилетели”.
Основная часть. На картине художник изобразил начало весны.
Опорные слова: нежные, лучи, озаряют; плывут, облака; воздух; стекает, талая, пруд; на берёзах, хлопочут (суетятся), обживают, гнёзда.
Заключительная часть. Как точно и выразительно передал художник ... . Картина мне ... .
5. Самопроверка написанного сочинения.
6. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чем заинтересовал вас урок? Чему учились на уроке?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 78, с. 36).