Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Предложение. Связь слов в предложении
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, учить употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся употреблять необходимый знак препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Выполнение задания в рабочей тетради. С. 9, упр. 14.
— Прочитайте предложения.
Сколько предложений получилось?
Какие ошибки были допущены в тексте?
Какие правила оформления предложений на письме вы использовали, чтобы правильно выполнить задание?
2. Актуализация знаний
— Прочитайте.
• Кот Васька греется на солнышке.
• Солнышко, Васька, кот.
— Определите, где записано предложение. Обоснуйте свой ответ.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 25.
— Мы продолжаем изучение темы «Предложение».
Определите учебно-познавательную задачу этого урока. (Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 25, упр. 22.
— Прочитайте сведения о языке.
О каких знаках препинания вы узнали?
Расскажите, какую работу выполняет каждый знак.
Спишите выделенные предложения. Объясните, почему в конце этих предложений стоят разные знаки препинания.
Чтение стихотворений о знаках препинания заранее подготовленными учениками.
Точка
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если точка —
Вывод прост:
Это значит точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слышать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить...
(Ф. Кривин)
Вопросительный знак
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда?
Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот такой я мастак,
Вопросительный знак.
(А. Тетивкин)
Восклицательный знак
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
(А. Тетивкин)
Работа по учебнику. С. 25, упр. 23.
Устное объяснение постановки знаков препинания в конце предложений. Списывание предложений.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 9, упр. 15.
Вписывание в предложение пропущенных слов. Составление предложений, различных по интонации, на тему «Осень». Обоснование постановки знаков препинания в этих предложениях.
Работа по индивидуальным карточкам.
— Составьте из перепутанных строчек две песенки: о тучах и о дождике.
Вариант 1. Написать песенку о тучах.
Вариант 2. Написать песенку о дождике.
Тучи, тучи,
Дождик, дождик, посильней,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките.
Будет травка зеленей.
Вырастут цветочки —
Дождём землю промочите!
На кругленьком лужочке!
Ответ:
Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождём землю промочите!
Дождик, дождик, посильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки —
На кругленьком лужочке!
— Посчитайте, сколько предложений в стихотворении.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику. С. 26, упр. 24.
Деление текста на предложения, их выразительное чтение, обоснование знаков препинания в тексте. Выполнение устных заданий. Запись первого предложения «Как быстро пролетело лето!» Чтение этого предложения с интонационным выделением сначала слова быстро, затем — пролетело, потом — лето, наблюдение над изменением смысла предложения в связи с изменением логического ударения в слове.
Словарная работа.
Что обозначают слова быстро, скоро? (Живо, бойко, бегло, проворно, поспешно, спешно, скоро, стремительно, торопливо, борзо, резво, оживленно.)
Запись слов в тетрадь. Выделение орфограмм.
6. Самостоятельная работа
На доске записан текст.
На поляне растёт ель. Кто сел на ветку ели? Это иволга. Как она красиво поёт!
— Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
Выпишите из текста вопросительное предложение.
Устно ответьте на вопрос предложением из текста.
Способ проверки: взаимопроверка.
7. Домашнее задание
Выполнить упр. 16 на с. 10 в рабочей тетради. Выучить правописание словарных слов скоро, быстро.
8. Подведение итогов урока
— Объясните, почему в конце предложений ставятся разные знаки препинания.
Как в письменной речи обозначается начало и конец предложения?