Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение делить слово на слоги, ставить ударение, показывать подвижность ударения и использовать это свойство при проверке написания безударных гласных в слове.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся усовершенствуют свои умения делить слово на слоги, ставить ударение, использовать подвижность ударения при проверке написания безударных гласных в слове.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 29, упр. 61.
2. Актуализация знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 24, упр. 49.
— Составьте из слогов и запишите двусложные слова.
— Прочитайте слова, в которых первый слог ударный.
Прочитайте слова, в которых второй слог ударный.
Прочитайте слова, в которых знак ударения вы не поставили. Обоснуйте правильность своего ответа.
3. Целеполагание
— Тема нашего урока: «Ударение».
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как определить ударный слог?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 69.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».
Что нового вы узнали?
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 63.
— Что обозначают выделенные слова? Поставьте знак ударения в выделенных словах. Выполните задания к упражнению.
Работа по учебнику. С. 69, упр. 104.
Выразительное чтение строк, ответы на вопросы к упражнению.
Словарная работа.
Работа над словарным словом капуста: выяснение его значения и происхождения. Нахождение в стихотворных строках однокоренного слова к слову капуста. Наблюдение над единообразным написанием корня в словах капуста, капустный. Запись этих слов с выделением непроверяемой гласной в первом слоге.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 64.
Повторение и закрепление орфографических навыков написания словарных слов. Определение ударного и безударного слогов в словах.
Работа по учебнику. С. 70, упр. 105.
Наблюдение над подвижностью русского ударения. Воспроизведение знаний детей о правописании безударной гласной в двусложных словах, проверочном и проверяемом словах. Выполнение заданий к упражнению.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!» (учебник, с. 70).
В каких случаях ударение может быть подвижным?
Работа по учебнику. С. 70, упр. 106.
Упражнение в определении места ударения в слове. Выполнение задания к упражнению. Проверка правильности выполнения задания — по орфоэпическому словарю (учебник, с. 134).
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Прочитайте слова. Найдите в каждой группе «лишнее» слово. Запишите слова, исключая «лишнее» слово.
Вариант 1
Лоб, снег, вода, лес.
Этаж, слеза, гора, грачи.
Вариант 2.
Тетрадь, класс, роща, пенал.
Москва, журавль, Волга, Жучка.
— Какие правила объединяют слова каждой группы?
6. Самостоятельная работа
Запись под диктовку предложений.
В траве блестят капли росы. Над цветами гудят пчёлы. Медведь любит ягоды.
Задание: Обозначьте в словах ударение, разделите слова на слоги вертикальными чёрточками.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 58 на с. 28.
8. Подведение итогов урока
— Что означает выражение: «Ударение в русском языке подвижное»?
Когда используется на письме это свойство ударения?