Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
ЦЕЛИ УРОКА: формировать умение различать однокоренные слова среди других слов, учить писать одинаково корень в однокоренных словах, развивать умение определять значение однокоренных слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат первоначальное умение различать однокоренные слова среди других слов.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 23, упр. 47.
— Прочитайте слова, которые вы составили. (Кубик, грибник, ежонок.)
Какие корни слов «спрятались» в рисунках?
2. Актуализация знаний
— Что значит родственные слова?
Какое другое название имеют родственные слова?
Какие слова называются однокоренными? (Имеют общую часть с одним и тем же значением.)
Объясните, почему корень — это главная часть слова.
3. Целеполагание
Работа по учебнику на с. 61.
— Тема нашего урока: «Однокоренные слова».
— Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)
4. Работа по теме урока
— Послушайте стихотворение.
Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается:
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.
Как зовут слова такие? (Однокоренные.)
Работа по учебнику. С. 61, упр. 84.
Определение лексического и общего значения слов. Выписывание родственных слов. Выделение корня в родственных словах.
— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».
Работа по учебнику. С. 61, упр. 85.
Знакомство со словарём однокоренных слов (учебник, с. 135). Определение значения некоторых групп слов, наблюдение над написанием корня в однокоренных словах. Составление предложений с любым словом, запись одного предложения.
Работа по учебнику. С. 62, упр. 86.
Определение корня слова в родственных (однокоренных) словах. Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Определение значения корня и всего слова в однокоренных словах.
Работа по учебнику. С. 62, упр. 87.
Работа в парах.
Чтение стихотворения. Определение в стихотворении однокоренных слов.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 24, упр. 49.
Упражнение в распознавании однокоренных слов в предложении. Обозначение корня в родственных словах.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
1. Какое слово является проверочным для безударной гласной в корне слова?
Звонить, звонок, звонкий.
Светлячок, светлый, светлеет.
Лежать, лежанка, лёжа.
Сидя, сиденье, сидеть.
— Спишите. Проверочное слово записывайте первым.
Поставьте ударение. Выделите корень в однокоренных словах.
2. Замените сочетание слов словом, которое отвечает на вопрос какой? Выделите корень в однокоренных словах,
дом из кирпича — ...
сок сливы — ... .
6. Самостоятельная работа
Выполнить в рабочей тетради. С. 25, упр. 50.
Определение в предложении однокоренных слов. Обозначение корня в родственных словах.
7. Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради упр. 51 на с. 25.
8. Подведение итогов урока
— Расскажите, как различить однокоренные слова среди других слов?
Как пишется корень слова в однокоренных словах?