Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Связь слов в предложении
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить главные члены предложения, учить восстанавливать деформированные предложения.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат первоначальные умения устанавливать связь слов в предложении, расширят свои знания и умения в восстановлении деформированного текста.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Задания по учебнику. С. 36, упр. 42.
— Прочитайте предложения.
Объясните, каким членом предложения будет являться вставленное вами слово.
Распространите предложения второстепенными членами.
2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка: запись слов с последующим объяснением их написания.
Девочка, чаща, яблоня, стрижи, дуб, река, ветер, яблонька, яблочко, деревня, яблоко.
— Прочитайте слова, написание которых надо запомнить.
Подчеркните родственные слова.
Связь слов в предложении
Постарайтесь объяснить, когда в речи используют слово яблоня, а когда — яблонька, яблочко, яблоко.
Выяснение значений этих слов (яблоня — плодовое дерево, яблоко — плод яблони) и значений слов яблонька, яблочко, сравнение произношения и написания слов, выделение безударной гласной о во втором слоге, установка на запоминание написания гласной о в словах яблоко, яблочко, яблоня, яблонька.)
— Составьте с этими словами нераспространённые предложения.
Запись составленных детьми нераспространённых предложений с комментированием на доске. Выделение грамматической основы в предложениях.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 37.
— Тема нашего урока: «Члены предложения».
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как установить связь слов в предложении?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 37, упр. 43.
Установление связи слов в предложении. Чтение рубрики «Обрати внимание».
Далее дети делают вывод, что слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается по вопросам, которые мы задаём от слова к слову.
Работа по учебнику. С. 37, упр. 44.
Установление связи слов в предложении. Выделение грамматической основы предложения. Запись словосочетаний. (Дуб (какой?) могучий; стоял (где?) на краю; стоял (как?) одиноко; на краю (чего?) леса.)
Работа по учебнику. С. 39, упр. 46.
Проговаривание скороговорки. Определение главной мысли скороговорки. Установление связи слов в скороговорках. Запись скороговорки с комментированием. (Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.)
— Подчеркните грамматическую основу предложения.
Выпишите из предложения словосочетания, подходящие к схемам.
(Листья жёлтые; под ногами шуршат.)
Работа по учебнику. С. 38, упр. 45.
Составление из группы слов предложений. Выделение грамматической основы. Запись 1-2 удачно составленных предложений с комментированием.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Игра «Скажи наоборот».
Учитель раздаёт ученикам карточки (жёлтые и голубые) с напечатанными словами.
На жёлтом фоне слова: глубокий, дальний, расставание, белый, вредный.
На голубом фоне слова: полезный, встреча, мелкий, близкий, чёрный.
Учащиеся должны составить пары слов, противоположные по значению.
— Запишите парами слова, противоположные по значению.
6. Самостоятельная работа
Работа по учебнику. С. 40, рубрика «Проверь себя», вопрос 4. Работа по вариантам.
Вариант 1. Составить и записать предложение о пчёлах. Подчеркнуть главные члены предложения. (Над цветами жужжат пчёлы.)
Вариант 2. Составить и записать предложение о кузнечиках. Подчеркнуть главные члены предложения. (В траве стрекочут кузнечики.)
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 25 на с. 13.
8. Подведение итогов урока
— Расскажите, как различить распространённые и нераспространённые предложения.
Как установить связь слов в предложении?
Как связаны слова в предложениях?