Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)
ЦЕЛИ УРОКА: формирование общего представления о местоимении как части речи.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат первоначальные представления о местоимении.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания (учебник, с. 99, вопрос 4).
Заслушивание загадок о ландыше или о другом растении, составленных детьми самостоятельно. Соотнесение отгадок с рисунками.
2. Актуализация знаний
На доске карточки со словами:
Пирог, снежный, играет, секретный, мы, читает, собака, бегай, я, красивый, волосы, он.
— Распределите слова на группы. (Имя существительное: отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет. Имя прилагательное: отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначает признак предмета, глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначает действие предмета. Остались слова я, он, мы (их можно было бы отнести к существительному, но они не обозначают предмет.)
К какой части речи относятся слова он, мы, я...?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 100.
— Определите тему нашего урока. (Местоимение.)
Прочитайте учебно-познавательную задачу урока. (Что такое местоимение?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 100, упр. 171. Наблюдение над ролью местоимений в речи (указывать на предметы, но не называть их, использовать местоимения вместо имён существительных). Введение определения местоимения как части речи. Выполнение упражнений в учебнике: упр. 173 (устно и письменно: записать три последние строчки стихотворения, подчеркнуть слова я, ты, мы).
Работа по учебнику. С. 100, упр. 171 (продолжение).
Работа в парах.
Разыгрывание сценки разговора сказочных героев.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 101).
Работа по учебнику. С. 101, упр. 173. Выразительное чтение стихотворения Т. Собакина. Определение главной мысли стихотворения. Выполнение заданий к упражнению.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Запись предложения с комментированием: Круглая луна осветила лесную поляну. Установление связи слов в предложении; определение, какими частями речи являются слова в предложении, и обоснование правильности ответа. Подбор синонима к слову луна.
6. Самостоятельная работа
Выполнение в рабочей тетради упр. 105 на с. 49.
7. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 172 на с. 101.
8. Подведение итогов урока
— К какой части речи относятся слова я, ты, вы, мы, он, она, оно, они?
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения:
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.
— На какой вопрос отвечают местоимения?
В чём различие в значении местоимений и имён существительных?