Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Правописание частицы не с глаголом
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать глаголы, ставить к ним вопросы; употреблять в речи глаголы надеть, одеть; раздельно писать глаголы с частицей НЕ.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся познакомятся с правилом написание глаголов с частицей не.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 37, упр. 80.
Заслушивание рассказов учащихся о том, как они заботятся о своих младших братьях и сёстрах.
2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
Учитель называет глагол, а ученики определяют число глагола и записывают с комментированием его в другом числе.
Жил (жили), поёт (поют), летят (летит), журчит (журчат), говорят (говорит).
— Постарайтесь образовать от записанных глаголов глаголы- отрицания. Например: жили — не жили.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 78.
— Определите тему нашего урока. (Глагол.)
Уточните учебно-познавательную задачу урока. (Правописание частицы не с глаголами).
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 78, упр. 135. Формирование представлений о правописании частицы не с глаголами. Выразительное чтение стихотворения Н. Вронского «Не». Ответы на вопросы к упражнению (устно). Запись глаголов с частицей не.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (на с. 78 учебника) о написании глаголов с частицей не.
Запись на доске:
Чтение стихотворение хором. Выписывание глаголов с частицей не в тетрадь.
Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Работа по учебнику. С. 78, упр. 136. Чтение и объяснение смысла пословиц. Нахождение в предложениях глаголов с обоснованием ответа, постановка вопросов к каждому глаголу (что делай? не хвались, не дразни, не ленись). Восстановление по памяти и по глаголам содержания пословиц и запись по памяти одной из них.
Работа по учебнику. С. 79, упр. 137. Выразительное чтение стихотворения, определение, какие слова рифмуются; какими частями речи они являются; что означает слово гололедица; какие звуки мы произносим на месте букв тся в глаголах (учитель замечает, что в глаголах никогда не пишется в конце слова буквосочетание ца, оно может быть только у имён существительных). Ответ на вопрос: как образовалось слово гололедица? (Голый лёд, лёд без снега.)
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение в рабочей тетради упр. 82 на с. 38. Словарная работа.
Способ проверки: самопроверка по орфографическому словарю (учебник. С. 134-135).
6. Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1
Задание. Спиши текст, раскрыв скобки.
Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.
Карточка 2
Задание. Спиши пословицы, вставляя отрицательную частицу не.
Шила в мешке ... утаишь.
Лёжа хлеба ... добудешь.
Одна ласточка весны ... делает.
После драки кулаками ... машут.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 81 на с. 38.
8. Подведение итогов урока
— Как пишется не с глаголами?