Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Значение глаголов в речи
ЦЕЛИ УРОКА: дать общее представление о глаголе как части речи, учить соотносить слово, обозначающее действие, с вопросом, на который отвечает это слово, развивать умение различать глаголы по обобщённому значению и вопросу, учить составлять текст о выполняемых дома обязанностях.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат общие представления о части речи глагол, будут учиться различать глаголы по вопросу и их обобщенному значению, составят текст о выполняемых дома обязанностях.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Заслушивание текстов на тему «Что я знаю об имени существительном».
2. Актуализация знаний
Письмо по памяти
Запись на доске:
Весной веселит,
Летом холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
— Прочитайте загадку про себя. Отгадайте.
Назовите слова, которые помогли вам догадаться, о чём идёт речь. Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний каждой строки?
С какого времени года начинается описание?
На какие орфограммы слова в этом четверостишии?
Постарайтесь запомнить это четверостишие.
3. Целеполагание
Работа по учебнику, С. 68.
— Прочитайте тему нашего урока. (Глагол.)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое глагол?)
4. Работа по теме урока
Продолжение работы с четверостишием.
— Назовите слова, которые указывают на действия дерева в разные времена года.
Задайте вопросы к этим словам.
Подчеркните слова, обозначающие действия дерева, двумя чертами.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 68).
Работа по учебнику. С. 68, упр. 116. Осмысление обобщённого значения слов, обозначающих действия. Постановка вопросов к словам, обозначающим действия. Составление и запись предложений по рисункам, нахождение в них слов, обозначающих действие и отвечающих на вопрос что делает? Указание над этими словами части речи. Определение, каким членом предложения являются слова, обозначающие действия.
Выполнение в рабочей тетради упр. 74 на с. 34.
Работа по учебнику. С. 69, упр. 118. Соотнесение реально существующих в природе действий и слов, называющих эти действия: определение конкретных действий, которые выполняют животные. Восстановление и запись строк стихотворения К. Чуковского. Выразительное чтение стихотворных строк. Подчёркивание глаголов двумя чертами.
Работа по учебнику. С. 69, упр. 119. Постановка вопросов к словам, обозначающим действия. Определение глаголов, отвечающих на вопрос что сделала? Выполнение заданий упражнения.
Работа в парах.
Работа по учебнику. С. 68, упр. 117. Составление рассказа на тему «Домашние обязанности». В рассказе должны быть перечислены действия, которые выполняет ребёнок.
— Какой частью речи вы воспользовались, когда называли действия? Для чего мы используем в речи глаголы?
Запишите одно из предложений.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Словарный диктант:
Город, Россия, улица, картина, отец, рисунок, родина, Москва, берёза, осина, топор, молоток, класс.
Задание: поставить в словах ударение, подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить.
6. Самостоятельная работа
Запись на доске:
Пришла, прыгает, работа, работает, учебник, учится.
Задание: выписать только глаголы.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 73 на с. 34.
8. Подведение итогов урока
— С какой частью речи вы познакомились?
Что такое глагол?
Какие слова можно отнести к глаголам?