Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буквы е и ё после согласных (с. 58-59) - 8-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Проводить слоговой и звуковой анализ слов с буквами е, ё после согласных;
б) учиться обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё;
в) развивать устную речь: составлять небольшой рассказ по картинке или данному началу;
г) учиться списывать с печатного текста; определять последовательность действий при списывании; осваивать культуру речевого общения при работе в паре.
Ход урока
1. Рассматривание рисунка (с. 58); чтение текста под ним, подбор заглавий (“Картина”). С лого-звуковой анализ слова “картина”, выделение ударного слога “ти” с мягким согласным.
— Прочитайте слог, написанный на доске: ти. Как звучит согласный в этом слоге (твёрдо или мягко)? Сравните слоги: ти — ты. Какая буква служит для обозначения твёрдого и мягкого звука на письме? (Одна и та же буква т.) Какая гласная буква на письме указывает на мягкость согласного [т’]? (и.) Устно выделите парные слоги с твёрдыми и мягкими согласными: мосты — расти (ты — ти), Марина — рыба (ри — ры). Вывод: буква и после согласной указывает, что согласный перед ней произносится мягко. (Мягкость согласного звука на письме можно обозначить с помощью буквы и.)
2. Учитель обращает внимание детей на особенности новых букв е и ё, которые стоят после согласных. Они тоже, как и буква и, указывают, что согласные перед ними произносятся мягко (ре — рэ).
Чтение и письмо слогов с гласными е — э: ме — мэ... (с. 58).
3. Письмо слов с буквой е после согласных.
4. Списывание предложений, подчёркивание слогов с мягкими согласными.
5. Культура общения. Работа в парах. Устное продолжение рассказа. Интонационное оформление предложений.
6. Физкультминутка.
7. Буква ё после согласных. Чтение и сравнение слогов: но — нё...; их запись.
— Подчеркните слоги, в которых согласные перед гласной буквой ё звучат мягко: нё, мё...
8. Запись слов и предложений. Подчёркивание слогов с мягкими согласными.
9. Чтение текста. Различение печатного и письменного текста.
Правила списывания предложений: прочитать предложение, проговорить все слова вслух или шёпотом (орфографическое проговаривание), списать, проверить написанное, сверить предложение с его образцом.
10. Обсуждение целей и результатов обучения. Вывод: буквы е — ё после согласных, как и буква и, указывают на мягкость согласных, стоящих перед ними (ров — рёв, мол — мёл, мэр — мерь, Сэм — семёрка.)