Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Заглавная буква И. Звук [э], буква Ээ (с. 13, 15-16) - 2-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки уроков
а) Характеризовать звуки [и] — [ы], проводить слогозвуковой анализ слов с этими звуками;
б) писать заглавную букву И;
в) знать правила использования заглавной буквы в именах собственных;
г) проводить звуковой анализ слов со звуком [э]; обозначать звук буквой э; писать заглавную и строчную букву Ээ; определять последовательность действий при написании букв; использовать действие контроля и оценки при написании букв;
д) составлять несколько вариантов предложений по схеме.
Ход уроков
1. Сравнение заглавной и строчной буквы Ии, их отличительные особенности.
2. Характеристика графической формы заглавной буквы И: выделение элементов и определение начала движений руки при её написании. Словесная характеристика элементов букв: наклонная линия с закруглением вверху и внизу, вторая наклонная линия с закруглением внизу. Расположение заглавной буквы на строке.
3. Письмо заглавной буквы И на рабочей строке. Самоконтроль.
4. Когда надо писать заглавную букву? Диалог в паре.
— Кому из героев сказки принадлежит имя Иа-Иа? (Ослику.) Догадайтесь, почему ему дали такое “говорящее” имя. С какой буквы — строчной или заглавной — его надо писать?
5. Составление предложения по схеме (с. 13). Особенности предложения (точка в конце и заглавная буква в начале). Допечатка заглавной буквы У в начале предложения и буквы И в имени девочки.
— Найдите слово, которым можно назвать кубики, мишку и ослика. (Игрушки.) Отгадайте ребус.
6. Чтение ребуса и запись звуковой схемы слова “игрушки”.
7. Секреты языка, которые помогают людям в общении. Пояснение учителя.
— Наш русский язык — богатый язык. В нём много слов, которыми можно обозначить любой предмет, действие и его свойства, но в нём есть и такие слова, которые могут обозначить сразу определённую группу предметов. Например, слово “игрушки” называет все игрушки, но не указывает точно (конкретно) на какую-либо игрушку.
Обсудите в паре.
— Сможет ли мама догадаться, какую игрушку хочет получить мальчик, если он скажет: “Я хочу игрушку”? Как выразить одним предложением просьбу, чтобы мама поняла, что хочет мальчик. (Обсуждение вариантов.)
— Мы должны умело пользоваться словом так, чтобы в общении лучше понимать друг друга.
8. Физкультминутка.
9. Знакомство с буквой Ээ. С лого-звуковой анализ слов со звуком [э].
— Рассмотрите рисунок на с. 15. Какую игрушку хочет получить мальчик? (Экскаватор, не путать со словом “эскалатор” — лестница для подъёма пассажиров.)
Орфографическое слоговое проговаривание слова.
— Какой звук вы слышите в начале слова? Какой буквой он обозначается? Почему она изображена красным цветом?
Печатание буквы Ээ.
10. Самостоятельное письмо строчной буквы э в вертикальной полосе и на рабочей строке. Соединение буквы э с другими буквами.
11. Сравнение заглавной и строчной буквы Ээ. Обведение буквы и письмо на рабочей строке.
12. Работа в паре. Письмо заглавной буквы Э в именах Эля, Эдик.
13. Подведение итогов, обсуждение, чему научились, что узнали. (Узнали новые буквы; увидели на схеме, что предложение состоит из слов, которые пишутся отдельно; начало предложения пишется с большой буквы.)
14. Раскрашивание рисунка (с. 16).