Узелки на память (с. 76-77) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Узелки на память (с. 76-77) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Раскрытие смысла выражения “узелки на память”;

б) повторение и обобщение полученных знаний о гласных звуках и буквах, их обозначающих;

в) развитие умения соотносить гласные звуки и обозначающие их буквы.

Ход урока

1. Рассматривание с. 76. Чтение названия “Узелки на память”.

— Петрушка спрашивает: “Как понять этот заголовок? Ведь заголовок — это не просто слова, а всему голова. Интересно, почему нужно запоминать какие-то узелки?” Как вы ответите на вопрос Петрушки? Кто слышал это выражение и знает его смысл? (Выслушиваются мнения детей.)

2. Знакомство учащихся с новым персонажем “Азбуки” — Совёнком (с. 76).

— Что подсказывает нам Совёнок? Кто прочитает его ответ? (Завязать узелок — запомнить.) Почему к ответу Совёнка нужно прислушаться? (Сова считается умной птицей.) Что же он хочет вам рассказать?

Очень-очень давно, когда люди ещё не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или верёвку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по форме, по-разному размещались на верёвке, каждый узелок имел своё условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чём-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение “узелки на память” осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: “Запомни! Это важно!”

3. Постановка учениками задачи урока.

— Что же предстоит повторить и запомнить на этом уроке? Какие важные сведения вам нужно сохранить в памяти надолго? (О буквах, которые обозначают гласные звуки.)

4. Повторение изученных букв в узелках.

— Хорошо ли вы запомнили изученные буквы? Кто их назовёт?

5. Соотнесение букв и обозначаемых ими звуков.

— Кто пришёл на урок с этими буквами?

Опрос ведётся дифференцированно: нечитающие дети называют то, что изображено на рисунках, а читающие прочитывают названия.

— Почему Айболит пришёл с буквой А? (Его имя Айболит начинается со звука [а].) Какую букву использует Айболит — большую или маленькую, чтобы обозначить звук [а] и написать своё имя?

Айболит хочет проверить, хорошо ли вы слышите и различаете ли в словах гласные звуки. Приготовьте сигнальные карточки с буквами и слушайте: гром, друг, флаг, эму, крик, бык.

6. Наблюдение за артикуляцией при произнесении гласных звуков.

— Какое слово начинается на о? (Обруч.) А можно ли узнать эту букву по губам, когда с их помощью мы произносим звук [о]? (Да, губы округляются.) Петрушка сочинил об этом стишок:

Букву О узнать легко:

Губы обручем — значит, О.

Произнесите звук [о], потянув его. Почему звук легко тянется? (Потому что для произнесения звука во рту отсутствует преграда.) Как называются такие звуки? (Гласные звуки.)

7. Слого-звуковой анализ слова. Расширение представлений о слогообразующей роли гласного звука.

— Кто прячет букву у в своём домике? (Улитка.) Произнесите слово по слогам. (У-лит-ка.) Сколько звуков в первом слоге? (Один звук [у].) Какой вывод можно сделать? (Один гласный звук может образовать целый слог.)

8. Работа в паре.

— Какой волшебный предмет помог вам изучить букву и? Измените слово “игла” так, чтобы в нём стало три слога. (“Иголка”.) Проведём конкурс знатоков среди пар. Кто ответит на вопрос “У кого иголки колки?”. Победит та пара, которая скажет последнее слово. (У розы, у кактуса, у дикобраза и т. п.)

9. Сравнительный анализ слов “мышка” и “эму” по звучанию и значению.

— Какими гласными звуками различаются эти слова по звучанию? (В слове “мышка” звуки [ы] и [а]. В слове “эму” звуки [э] и [у].) Чем различаются эти слова по значению?

10. Разгадывание ребусов “Аист”, “Игла” и проверка отгадок с помощью звуковых схем.

— Сколько звуков должно быть в слове? А сколько слогов? Какой ударный?

11. Чтение на основе букв и рисунков слово “сова”.

— Что значит прочитать букву? (Это значит назвать звук, который обозначает эта буква.) Если вместо буквы дан рисунок “солнышко”, то как можно прочитать этот рисунок? (Выделить первый звук в названии нарисованного предмета — [с].) Как прочитать рисунок “варежка”? (Выделить первый звук в названии нарисованного предмета — [в].) Какое же слово получится? (Сова.)

12. Рассматривание рисунков и их соотнесение с текстом.

— Найдите сову на рисунке. Кто пришёл в лес? (Аня и Ваня.) Прочитайте в тексте, о чём они хотят вам рассказать.

Аналогичная работа проводится со словом “дупло” и вторым рисунком.

13. Работа с выставкой книг, уже знакомых учащимся.

— Из каких книг пришли на урок сказочные герои? Докажите это по обложкам книг, иллюстрациям на страницах. Какие слова, предложения на этих страницах вы можете прочитать? А что помните наизусть?

14. Оценка учащимися выполнения поставленной задачи урока.

— Кто может сказать о себе, что он завязал узелок на память о гласных звуках и не перепутает их с согласными? Кто хорошо запомнил буквы, обозначающие гласные звуки?






Для любых предложений по сайту: [email protected]