Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [а] и [о], буквы Аа, Оо (с. 68-69) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
144 ч (64 ч — чтение, 80 ч — письмо). 16 недель
Ресурсы и оборудование
Учебник “Азбука” (раздел “Страна АБВГДейка”), прописи “Мой алфавит” (в 2 частях), электронное приложение к учебнику.
«Азбука». Ч. 1. «Страна АБВГДейка»; прописи «Мой алфавит». Ч. 1
1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)
Страницы “Азбуки” имеют единый тематический разворот, предлагающий для изучения сразу две буквы. Изучение букв в их сопоставлении повышает познавательную активность учащихся, позволяет развивать умения в сравнении, обобщении языковых явлений. В методическом пособии предлагаются такие разработки уроков: Уроки 1—2. Звуки [а] и [о]; буквы Аа, Оо (с. 68—69). Ориентируясь на предложенный образец урока, учитель может в дальнейшем сам разрабатывать такие уроки.
Вместе с тем педагогу следует учитывать уровень подготовленности детей к школе. Если вариант сдвоенных уроков представляется учителю непосильным для детей, нужно идти по традиционному пути: изучение одной буквы на уроке. Такую возможность допускает содержание страниц “Азбуки”. Традиционный вариант построения урока позволяет в большей мере осуществлять связь обучения чтению с обучением письму. Подобный вариант предложен на сайте “Перспективы” в рубрике “Перспектива” учителям / Методическая помощь / Уроки.
Уроки 1-2. Звуки [а] и [о], буквы Аа, Оо (с. 68-69)
Целевые установки уроков
а) Развитие умения различать звуки [а] и [о] в словах;
б) наблюдение за отличительными особенностями произношения этих звуков и их характерными признаками как гласных звуков;
в) знакомство с буквами Аа, Оо; распознавание их в печатном тексте;
г) раскрытие значения знания букв для чтения книг.
Ход уроков
1. Создание учебной мотивации.
— Сегодняшний урок особенный. Вы приступаете к изучению букв. Зачем нужно изучать, знать буквы?
2. Знакомство с книгой К. Чуковского “Айболит”. Рассматривание обложки.
— Рассмотрите обложку книги. Покажите, какие буквы вы уже знаете. Кто сумеет прочитать, что здесь написано? (“Айболит”. Корней Чуковский.)
— Кому знакомо это произведение? Почему у доктора такое имя? Кого ему приходилось лечить?
3. Выразительное чтение учителем всего произведения. Выяснение полученных впечатлений.
— Какие картины вставали у вас перед глазами?
4. Произношение и характеристика звуков [а] и [о] на основе звукоподражания.
— Представьте, как стонали, жаловались, плакали больные животные. (Ааа... Ооо...) Чем различается произношение этих звуков? (При произношении звука [а] рот широко открывается, а при произношении звука [о] губы округляются.) Чем похожи эти звуки? (Произносятся громко, с голосом, свободно, не встречая преграды со стороны органов речи, и потому тянутся. Это гласные звуки.)
5. Упражнения в слушании звуков [а] и [о], их выделении из слов.
— Узнаем, какие животные плакали, стонали с помощью звука [а], а какие — с помощью звука [о]. Для этого нужно определить, какой звук — [а] или [о] — встречается в названиях животных. Послушайте слово “лиса”. Какой последний звук в этом слове? (Звук [а].)
Учитель называет слова “бегемотики”, “волки”, “зайчик”, а учащиеся определяют, какой гласный звук — [а] или [о] — слышится в слоге.
6. Знакомство с буквами Аа, Оо. Раскрытие цветовой символики букв. Сведения об употреблении большой (заглавной) буквы.
7. Распознавание букв Ао, Оо в печатном тексте.
— Откройте “Азбуку”, найдите на её страницах буквы Аа и Оо. Кто уже знает эти буквы? Найдите эти буквы в печатном тексте. (“Добрый доктор Айболит...”) А кто сможет прочитать отрывок из текста? Что это: начало, середина, конец произведения? Какое слово написано с большой буквы А?
8. Анализ графического образа букв а и о. Соотнесение звуков и букв.
— Кто принёс букву а на страницы “Азбуки” и почему? На что похожа буква о? А с какого звука начинается слово “обруч”?
9. Чтение звукоподражательных слов.
— Что значит прочитать букву? (Это значит воспроизвести звук, который она обозначает.) Прочитайте, как стонет лиса. (Ааа!) Теперь прочитайте, как скулил бедный Барбос. (Ооо!)
10. Составление предложений по заданным моделям слов.
11. Чтение отрывков из текста “И пришла к Айболиту лиса...”, “И пришёл к Айболиту Барбос...” учителем (читающими детьми) с привлечением всего класса к чтению по рисункам, заучиванию наизусть.
12. Работа с моделями слов “лиса”, “осы”, “нос”. Анализ звуковых схем, соотнесение звуков [а] и [о] с обозначающими их буквами.
— Сколько звуков и какие в слове “лиса”? Какой звук обозначен буквой а? Лису укусила одна оса, а если две осы, то как скажем? (Осы.) Послушаем слово “осы” и определим, из каких звуков оно состоит. Какой звук обозначен буквой о?
Кого курица клюнула в нос? Сколько звуков и какие в слове “нос”? Где находится звук [о]?
13. Организация сотрудничества учащихся по составлению проанализированных слов из букв разрезной (магнитной) азбуки.
14. Разгадывание ребусов “Аист”, “Осы”.
15. Работа в паре. Анализ модели слова “акула”.
— Что означает это слово? Посоветуйтесь друг с другом и подготовьте рассказ об акуле. Послушаем, рассказ какой пары окажется самым интересным.
В чём особенности звучания слова “акула”? Посмотрим, ответ какой пары окажется самым точным и полным.
16. Подведение итогов.
— С какими буквами вы познакомились? Помогло ли вам знание этих букв познакомиться с героями произведения К. Чуковского “Айболит”?
Как общаются герои сказки, как относится к ним доктор?