Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Большие и маленькие секреты. Волшебство слова (с. 106-109) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Одна из важных задач урока сводится к тому, чтобы пробудить в детях интерес к художественным произведениям, дать им почувствовать удовольствие и радость от чтения стихов.
Читая произведения, учащиеся наблюдают за созвучием окончаний слов в стихотворении (рифмой), за ритмическим рисунком песенок и стихотворений, учатся читать стихи выразительно.
В начале урока можно задать детям вопрос: “Какое чудо на свете самое удивительное?”
После обмена мнениями учитель может рассказать о девочке, которая считает самым удивительным чудом книгу: “Книга самая обыкновенная, а в ней так много всего прячется! Даже море, ветер, цветы и лес. Посмотрите на с. 108. Перед нами были только белые страницы, и вдруг появляется верба, подснежник”.
Учащиеся читают стихи А. Майкова и А. Фета.
— Расскажите, что вы увидели во время чтения, какие картинки возникли перед вашими глазами. Как это у вас получилось?
Далее учащиеся читают стихотворение В. Викторова и разбирают его.
Стихи А. К. Толстого и В. Жуковского выразительно читает учитель, называет самое любимое из них. Просит учащихся прочитать эти стихи шёпотом, для себя, а потом вслух, выразительно.
— Какое из стихотворений вам понравилось больше всего? Почему?
Как поэт оживляет цветы? Какой диалог (разговор) ведёт поэт с ними? Какие строки прямо передают его ласковое, нежное отношение к цветам? (Первое предложение.)
После чтения стихов В. Жуковского учитель обращает внимание детей на то, что поэт в стихотворении сравнивает два колоса. Учащиеся определяют, на чьей стороне симпатии поэта.
— Как изображается в стихах “молодой колосик”? Чего достигает поэт, используя слова “улыбаясь”, “дремлет”?
Найдите слова в стихотворении, которые помогают нам представить пустой колос. (Поднявшись важно, смотрит с гордостью, отважно.)
Учащиеся читают стихи выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.
В конце урока учитель просит ответить на вопрос: “Считаете ли вы книгу чудом? Почему?”
В заключение учитель рекомендует книги для прочтения летом.
Оставшиеся в учебнике тексты учитель использует по своему усмотрению.