Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звук [щ'], буква Щщ (с. 52) - 14-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) развитие фонематического слуха, формирование умения слышать в словах звук [щ’], отличать его от звука [ш];
б) знакомство с буквой Щщ, формирование умения читать слова с этой буквой;
в) развитие чувства слова.
Ход урока
1. Анализ графического образа буквы в соотнесении с её звуковым значением.
— Кто изображает новую букву? (Щуки.) Какой же звук обозначает эта буква? (Звук [щ’].)
2. Характеристика звука [щ’].
— Определите, какой это звук. (Это звук согласный глухой мягкий, так как язычок поднимается к нёбу.)
3. Характеристика буквы.
— Какой цвет у этой буквы в “Азбуке” и почему? (Зелёный цвет, так как буква обозначает один мягкий звук [щ’], который не имеет парного твёрдого звука.)
4. Сравнение по форме букв ш и щ.
— На какую ранее изученную букву похожа новая буква? (На букву ш, только у новой буквы есть ещё хвостик.)
5. Упражнение в развитии фонематического слуха.
— Некоторые ребята путают не только эти буквы, но и обозначаемые ими звуки [щ’] и [ш]. А вы хорошо различаете эти звуки? Докажите. Я буду называть слова со звуками [щ’] и [ш], а вы — отмечать хлопком только те из них, в которых встречается звук [щ’]: помощь, ландыш, овощ, шоколад, щенок, ящерица, лягушка, клещи, матрёшка.
6. Работа в парах. Чтение слогов с буквой щ.
— Так как буква обозначает один мягкий звук [щ’], она одинаково читается во всех слогах. Прочитайте слоги, проверьте друг друга.
7. Чтение слов в столбике: щука, роща...
8. Анализ модели слова “щётка”.
— Найдите модель слова “щётка”. Почему так назвали: “щётка”? (Потому что у щётки есть щетина — жёсткие волоски, помогающие очищать грязь.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [щ’].)
9. Уточнение значения слова “щётка”.
— Посмотрите на рисунки. Какие бывают щётки? (Щётка для чистки зубов, одежды.)
10. Чтение стихотворного текста “Щётка”.
— А какие ещё бывают щётки? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Щётка для чистки обуви, которая называется сапожной щёткой.)
11. Работа в парах. Чтение стихотворения.
— Рассмотрите рисунок к следующему стихотворному тексту. О какой щётке пойдёт речь? (О щётке для чистки пола.) Прочитайте это стихотворение для себя, а потом друг для друга.
— Кто готов прочитать это стихотворение для класса?
12. Беседа по прочитанному.
— Для чего люди пользуются щётками? (Чтобы поддерживать чистоту тела, одежды, помещений.) Какими щётками пользуетесь вы?
13. Обращение к опыту учащихся.
— Какие щётки вы ещё знаете? (Щётки-дворники для чистки стёкол машин, щётки на машинах для чистки улиц, щётки трубочистов и т. п.)
14. Подведение итогов.
— Чему вы учились на уроке? (Слышать и произносить звук [щ’], читать букву щ, объяснять значения слов и т. п.)