Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звук [й'], буква Йй (с. 34-35) - 12-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) формирование умения слышать в словах звук [й’];
б) знакомство с условным значком звука [й’] — буквой й (“и краткое”), формирование умения читать её в словах;
в) формироваие представлений о здоровом образе жизни.
Ход урока
1. “Подскажи словечко”.
— Петрушка хочет поиграть с вами и предлагает подсказать словечко для его стишков:
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из... (лейки).
А потом водой из кадки
Поливал морковь на ... (грядке).
2. Работа с моделью слова “лейка”.
— Объясните значение этого слова. Почему предмет назвали лейкой? (Из неё льют воду.) В чём особенности звучания этого слова? Назовите звуки в этом слове. Что вы можете сказать о звуке [й’]? (Согласный, так как язык прижимается к нёбу, образует преграду выдыхаемому воздуху. Звук [й’] звонкий, так как произносится с голосом. Это мягкий звук: мы ощущаем, как спинка языка поднимается к нёбу. У этого звука нет пары.)
3. Знакомство с буквой Йй.
— Посмотрите на новую букву. Она называется “и краткое”. На какую букву она похожа? (На букву и.) Попробуйте догадаться, почему у буквы такое название: “и краткое”. (Когда читается эта буква, то, как будто произносится [и] не полностью, а коротко, то есть кратко, — [й’].)
4. Рассматривание рисунка. Чтение слов: мой до дыр — Мойдодыр.
— Знаком ли вам этот книжный герой? Из скольких слов составлено его имя? (Из трёх слов.)
5. Обращение к содержанию произведения К. Чуковского “Мойдодыр”.
— Прочитайте, как говорит о себе Мойдодыр. К чему он призывает детей? (“Надо, надо умываться...”)
6. Чтение на сопоставление: мои — мой, свои — свой.
Наблюдения за изменением звучания и значения слов.
7. Чтение текста “Лей-ка, лейка...”.
— Что означает первое слово “лей-ка”? (Лей воду.) А второе? (Название предмета, из которого льют воду.)
8. Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской.
— Почему в стихотворении так много восклицательных знаков? (Потому что подаются команды, которые нужно читать громко, с повышением голоса.)
9. Анализ значений слова “кран”.
— О каком кране идёт речь в стихотворении?
10. Беседа о пользе закаливания.
— Только ли для того, чтобы смыть грязь, нужно умываться, обливаться водой? (Это нужно для закаливания.) Не зря говорят: “Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья”.
11. Чтение и объяснение смысла предложения: “Холода не бойся, по пояс мойся”.
— Прочитайте правило здорового образа жизни. Знаете ли вы ещё такие правила?
12. Сравнение значений слов и выражений.
— Прочитайте слова, противоположные по значению. Что означает слово “хилый”? А выражение “налитой, как колос”?
13. Рассматривание рисунка и чтение стихотворения “Ай-ай и Ой-ой”. Чтение в лицах.
14. Чтение в ритме марша: “Раз, два, левой.”
15. Чтение материала повышенной сложности вслед за учителем: “Ой, мой маленький.”
— Кому принадлежат эти ласковые слова? (Маме.) Какие чувства они выражают? (Любовь, безмерную заботу, желание видеть своего ребёнка здоровым, крепким, радостным.)
16. Подведение итогов.
— Что вы узнали о звуке [й’]? О чём прочитали, познакомившись с буквой й?
Отгадай загадки (Резервный материал) (с. 36—37)