Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, географических названиях - ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: развивать умение правильно писать слова с заглавной буквы: имена, отчества, фамилии, географические названия, названия улиц, площадей; знакомить с правилами вежливого обращения к собеседнику, составлять рассказ о себе и своём городе по вопросам; составлять рассказы на тему одной из данных поговорок; оценивать результаты деятельности на уроке.
Ход урока
1. Чтение рубрики “Обрати внимание!” (учебник, с. 124). Обсуждение прочитанного.
2. Постановка задачи урока: “Какие слова пишутся с заглавной буквы?” (продолжение). Ответы на вопросы учителя: “В каких случаях слова пишут с заглавной буквы? Когда в речи употребляют полные и неполные (сокращённые) имена? Что такое ласковые формы имён? Когда их употребляют в речи?”
3. Выяснение значений слов имя, отчество, фамилия. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание этих слов, их запись с последующим выделением (подчёркиванием) в каждом слоге гласной буквы. Нахождение в таблице (упр. 1, с. 122) имён, отчеств и фамилий известных нам авторов книг.
Установление правила: фамилии, имена и отчества людей пишутся с заглавной буквы.
4. Выполнение заданий “Рабочей тетради”. Запись своего имени, отчества и фамилии (упр. 3, с. 61).
5. Выполнение заданий учебника. Рассматривание рисунков, чтение имён, отчеств близких по родству людей (упр. 6, с. 125). Ответы на вопросы учителя: “Знаете ли вы имена, отчества, фамилии близких людей (папы, мамы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки...)?”
6. Чтение в таблице (упр. 1, с. 122) названий городов, посёлков, сёл, названий улиц, площадей, проспектов и др. Объяснение: какие из этих слов пишутся с заглавной буквы. Подбор (устно) известных детям названий и объяснение их написаний. Запись названия города (посёлка, деревни), где живут ученики, названия реки (озера, моря) в данной местности (город Томск, улица Мира и др.).
7. Формирование ответов на вопросы и составление текста в учебнике (упр. 7, с. 125). Составление текста из предложений (ответов на вопросы упражнения). Запись ответа на вопрос: “В каком городе ты живёшь?”
Возможный вид работы: знакомство с конвертом для письма, рассматривание записей на нём и заполнение адреса на конверте.
8. Чтение поговорок в учебнике (упр. 8, с. 126). Объяснение их смысла и написания слов с заглавной буквы.
Обсуждение: “На какую тему можно составить текст (рассказ), который заканчивался бы любой из данных поговорок? Каким будет содержание такого рассказа?”
Учитель может предложить свой вариант рассказа: “Петя в кругу друзей любил показать, что он всё знает и умеет. Только и слышишь его голос: “А я тоже это умею! А я тоже читал эту книгу! А я смотрел этот фильм! А я знаю, как сделать бумажного змея!” Однажды ребята ему сказали...” Догадайтесь, какую поговорку ребята сказали Пете. (“Яков, Яков! Не всё бы ты якал!”)
9. Итог урока. Ответы на вопросы и задания учителя: “Что нового узнали о словах, которые надо писать с заглавной буквы? Приведите примеры таких слов. Что надо знать о написании имён, отчеств, фамилий? Как надо обращаться к собеседнику?”
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение письменного задания учебника (упр. 8, с. 126), составление текста на тему одной из поговорок, представленных в упр. 8. Подготовка к выполнению заданий рубрики “Проверь себя” (с. 128).