Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Правописание слов с буквосочетаниями жи—ши - БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: уточнить знания детей о написании слов с сочетаниями жи—ши; объяснить, почему в этих сочетаниях написание гласной надо запомнить; познакомить со значением шипящих звуков в древнерусском и современном русском языке при работе с рубрикой “Страничка для любознательных”; воспитывать интерес к истории языка; производить звуковой разбор слова дружить; учить писать слова с буквосочетаниями жи—ши, восстанавливать деформированные строки, чтобы получилось стихотворение; активизировать словарный запас детей словами с буквосочетаниями жи—ши; оценивать результаты выполняемой работы.
Ход урока
1. Обсуждение: “Почему надо запомнить написание буквы и в сочетаниях жи—ши?” Нахождение буквосочетаний на форзаце учебника “Чудо-городок букв”.
2. Упражнение в произношении слов по рисункам и определение одинакового гласного звука в словах: ужи, шишка, шина, ежи — [ы]. Обсуждение: какой буквой надо обозначить гласный звук [ы]. Комментированная запись данных слов.
3. Работа с рубрикой “Страничка для любознательных” (учебник, с. 116), чтение лингвистического текста о значении шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Ответ на вопрос: “Заинтересовали ли вас сведения о шипящих звуках?”
4. Выполнение заданий учебника. Упражнения в выборе слов, в которых пропущены буквосочетания жи— ши; работа над значениями этих слов и запись любой группы слов (упр. 4, с. 117). Звуковой анализ слова дружить: один из учеников произносит первый звук [д] и даёт ему характеристику (согласный, звонкий, твёрдый), затем другой ученик произносит второй звук и даёт ему характеристику и т. д.
5. Составление из строк стихотворения (учебник, упр. 5, с. 117), определение в нём слов на изучаемое правило, выполнение устных и письменного заданий данного упражнения.
6. Коллективное выполнение заданий учебника (упр. 6, с. 118). Повторение правил обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова, определение среди каждой пары слов проверочного и проверяемого (ёж — ежи) и обоснование написания буквы и в буквосочетании жи (ежи).
7. Итог урока. Ответы на вопросы и задания учителя: “Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова с буквосочетаниями жи—ши? Проверьте себя: выполните задание в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 57)”
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий учебника (упр. 11, с. 120, устно): рассматривание рисунка к сказке “Лиса и Журавль”, воспроизведение эпизода, соответствующего рисунку, определение: можно ли назвать приглашение Лисы вежливым, обсуждение того, каким должно быть приглашение (например, если вы кого-то приглашаете в гости), нахождение слов с изученными буквосочетаниями (подружились, угощу).
Выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 5, с. 58).