Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Правописание слов с мягким знаком (ь) - МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: совершенствовать умение обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком (ь); обогащать лексику детей словами-названиями качеств и свойств человека, учить осознавать важность таких качеств человека, как доброта, скромность, взаимопомощь; восстанавливать текст, в котором нарушен порядок предложений: определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений, подбирать к нему заголовок; оценивать результаты выполнения заданий рубрики “Проверь себя”.
Ход урока
1. Постановка и обсуждение задач урока: “Как (какими буквами) обозначается мягкость согласных на письме? Как составить текст из деформированных предложений с опорой на рисунок?”
2. Выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 5, с. 47). Ответ на вопрос: “Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме?” Подбор слов, в которых все согласные звуки твёрдые (все согласные звуки мягкие).
3. Чтение фрагмента венгерской сказки “Два жадных медвежонка” в учебнике (упр. 8, с. 90), определение темы текста, выяснение значения выражения жадность одолела медвежат и значений слов жадность, жадный. Жадность: 1) стремление удовлетворить какое-либо желание: жадность к деньгам, к еде; 2) скупость, корыстолюбие. Жадный: 1) неудержимый в стремлении удовлетворить какое-либо желание; 2) выражающий это желание; 3) скупой, корыстолюбивый, жадина (жадный человек).
Воспроизведение содержания сказки: что произошло дальше1.
Нахождение слов в тексте (упр. 8, с. 90) на изучаемое правило. Выполнение письменного задания: запись слов из текста на изучаемое правило.
4. Упражнение в чтении слов и определении их лексического значения (учебник, упр. 9, с. 90). Ответ на вопрос: “Какие хорошие качества из данных в упражнении вы хотели бы видеть в каждом из вас?” Выполнение письменного задания.
Выяснение значения слов: вежливый (соблюдающий правила приличия, учтивый); грубый (недостаточно культурный, неучтивый); скромный (сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, нехвастливый).
5. Работа в учебнике над составлением текста (упр. 10, с. 91). Чтение предложений, формулирование ответов на вопросы: “Составляют ли данные предложения текст? Можно ли понять из предложений, о ком или о чём будет говориться в тексте? Что нужно сделать, чтобы составить текст? Найдите предложение, которое будет его началом.
Почему это предложение надо поставить первым?” Установление последовательности остальных предложений.
Чтение составленного текста. Определение его темы и главной мысли, подбор заголовка к тексту. Обсуждение ответа на вопрос: “Можно ли назвать мальчиков настоящими друзьями?”
Друзья
Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучал в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад.
6. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы научились на уроке? Что узнали о хороших качествах человека? Как составить текст из предложений, где нарушен их порядок?”
Выполнение заданий рубрики “Проверь себя” и оценка своих достижений.
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий учебника — написать составленный текст (упр. 10, с. 91) — и “Рабочей тетради” (упр. 6, с. 47).
1 Учитель во внеурочной деятельности может познакомить детей с венгерской сказкой “Два жадных медвежонка”.