Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант - СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: наблюдать над образованием согласных звуков, правильно произносить согласные звуки, учить различать в слове согласные звуки по их признакам, определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки, наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки; проверять умение писать словарные слова и выделять в них буквы, написание которых надо запомнить; ввести в активный словарный запас учащихся термин согласный звук; оценивать результаты учебной деятельности.
Ход урока
1. Проверочный словарный диктант с заданием: подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять (проверяется и оценивается учителем). Слова для диктанта: лисица, пенал, заяц, карандаш, собака, сорока, ученик, корова, воробей, деревня.
2. Чтение темы “Согласные звуки” и определение познавательной задачи урока: “Как отличить согласный звук от гласного звука?” Обсуждение решения задачи урока.
3. Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков. Выполнение устных заданий учебника (упр. 1, с. 74): произнесение слов-названий предметов на рисунке (сыр, мышка), выделение из слов согласных звуков, определение особенностей произношения и звучания этих звуков. Запись произносимых слов сыр, мышка и подчёркивание букв, обозначающих согласные звуки.
4. Чтение сведений о языке “Как отличить согласный звук от гласного звука?” (с. 75). Работа над осмыслением содержания научного текста: заголовок, признаки согласного звука.
Выполнение заданий учебника (упр. 3, с. 75), требующих воспроизведения прочитанного и приведение примеров. Обобщение: “Каковы три главных признака согласных звуков?”
5. Упражнение в умении слышать согласные звуки и их правильно произносить (учебник, упр. 2, с. 74). Чтение скороговорки, определение: по каким признакам можно узнать, что это скороговорка; проговаривание её в разных темпах (необходимо обратить внимание на то, что согласные и гласные звуки надо произносить отчётливо, красиво). Выполнение заданий: определение характеристики звуков, обозначенных буквой с: [с’], [с].
6. Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных в слове. Выполнение заданий учебника (упр. 4, с. 75): чтение слов, нахождение сходства и различий в значении и написании каждой группы слов, определение незнакомых для детей слов и выяснение их значений. Письменное задание на выбор: записать слова любой группы, располагая их в алфавитном порядке, либо записать составленное предложение с любым из данных слов.
7. Итог урока. Ответы на вопросы и задания учителя: “Как различить согласные звуки в слове? Произнесите правильно каждый согласный звук в слове-названии рисунка” (показывается рисунок, на котором изображена книга или шарф).
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 1, 2, с. 39).