Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов. Знакомство с Орфографическим словарём - УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написания проверяемой буквы безударного гласного звука; наблюдать над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов; познакомить с “Орфографическим словарём”; ввести в активный словарный запас учащихся термин орфографический словарь и слово с непроверяемым написанием заяц; оценивать правильность выполненной работы.
Ход урока
1. Постановка познавательной задачи урока: “Что надо знать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук?” Обсуждение ответов и мнений учащихся.
2. Задания на выбор: комментированная запись под диктовку слов зима, весна, грибы, снега, цветы (упр. 11, с. 68), подчёркивание проверяемых в словах букв и объяснение их написания или выполнение в “Рабочей тетради” упр. 13 (с. 37).
3. Наблюдение над значением однокоренных слов и одинаковым написанием в них корня (без введения термина). Выполнение устных заданий учебника (упр. 13, с. 69): чтение слов, определение: что они обозначают и на какой вопрос отвечают, чем интересны эти слова (есть одинаковая часть); определение: в каких словах в общей части есть буквы безударного гласного звука, написание которых надо проверять, подбор к ним из данных слов проверочного слова. Выполнение письменного задания.
4. Выразительное чтение загадки в учебнике и объяснение отгадки (упр. 14, с. 69). Объяснение правильности написания выделенных букв в словах. Необходимо обратить внимание на то, что в слове голова два безударных гласных звука, а следовательно, надо подобрать для каждой проверяемой буквы своё проверочное слово.
5. Работа над значением и написанием слова заяц. Выяснение значения слова заяц: 1) небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами; 2) пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо. Объяснение написания слова. (Ученики могут вспомнить, что запоминать написание буквы я нужно не только в слове заяц, но и в слове язык.)
6. Самостоятельная работа. Выполнение заданий учебника (упр. 15, с. 70) или “Рабочей тетради” (упр. 12, с. 36). Перед выполнением задания ученики под руководством учителя обосновывают последовательность (алгоритм) выбора пропущенной в словах буквы. Оценка выполненной работы.
7. Знакомство с “Орфографическим словарём”. Слово орфографический произошло от слова орфография, что в переводе с греческого языка означает “правописание, правильно пишу”: orthos— правильный, grapho — пишу. Чтение сведений об “Орфографическом словаре” в учебнике (упр. 16, с. 70). Выполнение заданий упр. 16 по “Орфографическому словарю” в учебнике (с. 137).
Воспроизведение знаний о том, что слова в словарях располагаются по алфавиту. Знакомство со “Школьным орфографическим словарём” П. И. Грушникова или Е. Н. Леоновича, а также “Орфографическим словарём” в учебнике.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового вы узнали на уроке? В чём затруднялись при выполнении самостоятельной работы? Что вы узнали о значении и написании слова заяц?”
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 15, с. 38). Подготовка к выполнению заданий рубрики “Проверь себя”.