Предметные результаты - СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Предметные результаты - СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)

Решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС представлено в отдельном пособии “Рабочие программы “Русский язык” (предметная линия учебников “Школа России”1), а также в предметном содержании и методическом обеспечении учебника “Русский язык”.

Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

• первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

• умение опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

• первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

• позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

• умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

• навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Ниже рассмотрим подробнее некоторые возможности курса “Русский язык” (1 класс) для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Умение опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Содержание систематического курса “Русский язык” представлено как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком, его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, словообразовательными моделями, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Систематический курс “Русский язык” (1 класс) начинается с раздела “Наша речь”, где даётся первое представление о речи и её видах, о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения. В дальнейшем содержание этого раздела обеспечит ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формой языка, культурой речи. Первоклассники научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Значимое место в курсе “Русский язык” (1 класс) отводится теме “Текст, предложение, диалог”, которая наиболее явственно обеспечивает формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Работа над текстом предусматривает формирование следующих речевых умений: получив первое представление о тексте, уметь отличать текст от предложений, не связанных между собой по смыслу, определять тему и главную мысль, подбирать к тексту заголовок. Первоклассники учатся читать и осмысливать такие типы текстов, как стихотворный и прозаический, художественный и научный (лингвистический), получают первоначальные знания о диалоге. Овладение речеведческими сведениями создаёт действенную основу для обучения созданию текстов: дети учатся создавать свои собственные речевые высказывания (при ответе на вопросы, при воспроизведении содержания знакомой сказки по данной в учебнике иллюстрации, при составлении собственного текста по рисунку и опорным словам, по началу либо концу текста), учатся создавать под руководством учителя высказывания на грамматические темы, обобщая полученные знания о языке, и др.

Работа над предложением в 1 классе направлена на обучение нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на понимание содержания и структуры предложения в чужой речи. Первоклассники учатся отличать предложение от слов и сочетаний слов по существенным признакам (законченности мысли и интонации конца). Знакомясь с текстом, ученики наблюдают за предложениями, различными по цели высказывания и интонации, учатся понимать, что смысл предложения может меняться от логического ударения, интонации, порядка слов. Дети учатся выделять предложения из речи, составлять предложения по схемам, заданной теме, рисунку, опорным словам. На синтаксической основе осуществляется и обучение нормам произношения, и формирование грамматических умений, орфографических и речевых навыков.

Курс русского языка предусматривает формирование у младших школьников первоначальных представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике будет способствовать пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова, овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный лексикон (словарный запас) как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Первоклассники получают первое представление о слове как единстве звучания и значения, о словах-названиях предметов (признаков предмета, действий предметов) окружающего мира, об однозначных и многозначных словах, словах близких и противоположных по значению, о вежливых словах, группируют слова по значению в тематические группы, наблюдают над употреблением этих слов в речи, учатся оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности употребления слов, обогащают свой словарный запас словами разных тематических и грамматических групп, имеющимися в упражнениях учебника, учатся узнавать о значении слов в толковом словаре учебника.

Центральное место в содержании курса “Русский язык” (1 класс) отводится теме “Звуки и буквы”: формированию фонетико-графических представлений о гласных и согласных звуках, согласных звуках твёрдых и мягких, парных и непарных, согласных глухих и звонких, парных и непарных, шипящих согласных звуках и буквах русского языка; овладению первоначальными представлениями об орфоэпических нормах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Знания, приобретённые первоклассниками в период обучения грамоте, уточняются, обобщаются и расширяются.

Формирование навыков грамотного письма обеспечивается предупредительным характером обучения орфографии и пунктуации. При таком подходе обучение орфографии и пунктуации строится на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений обнаруживать букву-орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Учебник открывается разделом “Наша речь”, где даются первоначальные представления о языке и речи, о значимости русского языка, о родном языке, о видах речи, о речи как важнейшей части нашего поведения в жизни.

Через содержание текстов упражнений и методическую систему заданий к упражнениям учебника и методического пособия, общение в процессе учебной деятельности даётся представление о том, что язык — это составная часть отечественной (национальной) культуры, средство общения людей.

Языковым материалом почти каждого раздела являются русские народные пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, скороговорки, загадки, которые содержат своеобразие фольклорных элементов языка, исторический пласт лексики, слова, передающие реалии, присущие русскому народу и появившиеся на Русской земле. В этом прослеживается связь культуры и языка. Этот языковой материал в учебнике используется для овладения определёнными языковыми единицами в процессе изучения языка, для овладения языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры, и для постижения самих фактов и явлений национальной культуры русского народа.

В учебнике широко представлены исторические справки (рубрика “Страничка для любознательных”): о звуках, буквах, об изменениях в фонетической и графической системе языка, о происхождении слов, выражений, что позволяет представить лингвоисторический материал как результат исторического развития элементов и частей языковой структуры. Этот материал будет способствовать пониманию истоков культуры национального языка и динамики его развития.

Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Достижению этого результата будет способствовать языковая среда учебников (слова, предложения, тексты, формулировка заданий, задания, требующие от ученика объяснений и рассуждений, и др.), работа со словарями и справочными материалами (памятками), а также речевое общение на уроке русского языка (диалоги учителя и ученика, ответы на вопросы, оценка правильности речи), работа над дикцией и индивидуальная работа с учениками, плохо владеющими русским языком.

Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Данная задача решается при изучении всех разделов курса “Русский язык” (фонетики, графики, орфоэпии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса).

Широкие возможности для формирования норм правильного литературного произношения в 1 классе может дать лексика слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и в середине слова перед согласным, с удвоенными согласными: учитель имеет возможность пронаблюдать правильное произношение учащимися слов из упражнений учебника и вовремя, если этого требует произношение, поправить ученика.

В учебнике представлены и специальные задания, формирующие навыки постановки правильного ударения в словах (упр. 9, с. 43), литературного произношения буквосочетаний чн, чт в словах типа конечно [шн], чтобы [шт] (упр. 4, с. 111), навыки работы с орфоэпическим и орфографическим словарями (упр. 5, с. 41; упр. 10, с. 56; упр. 16, с. 70; упр. 4, с. 111); задания, формирующие интонационные навыки при работе над предложениями, при чтении диалогов; задания, связанные с выбором языковых средств (выбор слов, например: невежа и невежда, колючий и пушистый, будьте добры, пожалуйста и др.) при составлении речевого высказывания в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (упр. 14, с. 25); задания, формирующие правила речевого этикета; задания, формирующие умения оценивать свои действия (“Спиши скороговорку. Проверь себя”, упр. 9, с. 43, “Оцени результат своей работы”, рубрика “Наши проекты”, с. 109 и др.).

Навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Получая первоначальные представления о системе и структуре языка (по разделам: фонетика, графика, лексика, словообразование (морфемика), морфология и синтаксис), учащиеся овладевают учебными действиями с такими языковыми единицами, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение: учатся их находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами (об этом было рассказано подробнее в теме “Метапредметные результаты” данного пособия).

Приведём примеры заданий, направленных на овладение учебными действиями и умениями использовать знания для решения учебных задач по теме “Гласные звуки” (“Какие звуки называются гласными?”, с. 58— 62) раздела “Звуки и буквы” учебника “Русский язык” (1 класс): “Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены гласные звуки” (упр. 1, с. 58); “Назови три главных признака гласных звуков” (упр. 3, с. 59); “Произнеси гласные звуки” (упр. 4, с. 59); “Догадайся, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист (учащиеся распознают звук по артикуляции)” (упр. 3, с. 59); “Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают” (упр. 4, с. 59); “Назови пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. Произнеси этот звук” (упр. 5, с. 59); “Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука? А когда один гласный звук? Приведи примеры таких слов” (упр. 7, с. 60); “Скажи, какую “работу” в словах выполняют выделенные буквы” (упр. 8, с. 60).

Таким образом, результаты образования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, могут быть достигнуты и благодаря УМК “Русский язык” (1 класс), в котором нашла своё отражение реализация основных задач образовательной области “Филология”.


1 См.: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы “Школа России” авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014. — (Школа России).






Для любых предложений по сайту: [email protected]