Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать первое представление об однозначных и многозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи; познакомить со словарями учебника: “Толковым словарём”, “Словарём слов, близких по значению”, “Словарём слов, противоположных по значению”, находить в них нужную информацию о слове; ввести в активный словарный запас детей слова-термины: многозначные и однозначные слова, слова, близкие и противоположные по значению; слова с непроверяемым написанием: пенал, карандаш; формировать представление о хороших и плохих качествах человека на основе работы над содержанием текста “Ленивый и прилежный”; вызвать интерес к происхождению слов пенал, здравствуйте, благодарю.

Ход урока

1. Обсуждение: “Где можно узнать, что означает слово?” (учебник, упр. 15, с. 26). Знакомство с “Толковым словарём русского языка” и “Толковым словарём” в учебнике (с. 138). Под руководством учителя нахождение слов невежа и невежда в “Толковом словаре” учебника и знакомство со значением данных слов.

2. Постановка познавательной учебной задачи урока: “Сколько значений может иметь слово?” Обсуждение возможных ответов на этот вопрос.

3. Наблюдение над значениями однозначных и многозначных слов (учебник, упр. 16, с. 26):

• определение по рисункам слов, которые имеют одно значение (карандаш, грач), введение термина однозначные слова;

• определение по рисункам слов, которые имеют несколько значений (кисть, колокольчик), введение термина многозначные слова; обсуждение, чем похожи предметы, которые названы многозначным словом (по внешним признакам);

• нахождение значений слов (грач, колокольчик, кисть, карандаш) в “Толковом словаре” учебника и уточнение их значений.

Обобщение: многозначные слова получили своё название по какому-либо сходству предметов (признаков, действий), которые они называют, например по внешнему сходству.

Чтение сведений об однозначных и многозначных словах (учебник, “Обрати внимание!”, с. 27) и выяснение понимания прочитанного.

4. Картинно-комментированный диктант. Дети называют предмет, изображённый на рисунке, определяют его значение и записывают слово-название, комментируя его написание (воробей, ворона, пенал, карандаш). Перед тем как показать картинки с изображением пенала и карандаша, учитель обращает внимание детей на запись этих слов в учебнике, выясняет, почему в этих словах выделены буквы.

5. Выразительное чтение стихотворения Е. Серовой (учебник, упр. 17), обсуждение выбора значения слова золотой для объяснения смысла выражений золотая рожь, золотые руки. Нахождение в стихотворении диалога и его выразительное чтение.

6. Проверка умения распознавать однозначные и многозначные слова. Устное выполнение задания в “Рабочей тетради” (упр. 7, с. 15).

7. Наблюдение над словами, близкими и противоположными по значению, в “Словаре слов, близких по значению” и в “Словаре слов, противоположных по значению” (учебник, упр. 18, с. 28; словари: с. 141—142).

8. Выразительное чтение текста К. Ушинского (учебник, упр. 19, с. 28). Языковой материал данного упражнения позволит учителю формировать представление о хороших и плохих качествах человека и воспитывать у детей ответственность за своё отношение к имеющимся у них обязанностям.

Выяснение значений слов ленивый и прилежный. Обсуждение: подходит ли заголовок к тексту? Выполнение заданий упражнения.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Как можно узнать, какое слово многозначное, а какое — однозначное? Что вы узнали о словарях русского языка? Когда мы обращаемся к словарям? Что надо знать о написании слов пенал и карандаш?”

Знакомство с рубрикой “Страничка для любознательных” (учебник, с. 29).

Рекомендации для занятий в семье

Для закрепления и систематизации полученных на уроке знаний, умений и навыков можно ещё раз обратиться к рубрике “Страничка для любознательных” (учебник, с. 29), попробовать выполнить задания рубрики “Проверь себя” (учебник, с. 30), а также выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 7—9, с. 15).






Для любых предложений по сайту: [email protected]