Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки уроков: закрепить умения школьников распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их и обозначать на письме буквами; развивать у детей фонематический слух; определять гласные звуки по их характерным особенностям; различать гласные звуки и буквы для их обозначения; наблюдать над выразительными возможностями гласных звуков в художественной речи.
ХОД УРОКА
I. Объяснение смысла пословицы Я — последняя буква в алфавите.
II. Изучение новой темы следует начать с повторения сведений, полученных в период обучения грамоте (упр. 94).
Расширение сведений о звуках и буквах. Диалог с профессором Самоваровым.
Сравнение слов по значению, звучанию, написанию (упр. 95). Ход рассуждения может быть следующим (для сравнения слов по значению учитель может провести дополнительную работу на основе контекста):
— Прочитайте предложение и объясните значение подчёркнутых слов: Петя был мал и траву мял.
— Одинаковыми или разными по смыслу являются подчёркнутые слова? (Разными по смыслу.)
— Мы знаем, что смысл слова связан со звуками, из которых оно состоит. Сравните, какими же звуками различаются слова. (В слове мал такие звуки: [м], [а], [л], а в слове мял: [м’], [а], [л].)
— А какими буквами различаются слова на письме? (Буквами а и я.) Какая буква обозначает гласный звук [а] после твёрдого звука [м]? (Буква а.)
— Какая буква обозначает звук [а] после мягкого согласного звука [м’]? (Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)
III. Закрепление представлений учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих (упр. 96). Сначала дети доказывают, что в первом слоге слов лапки, пятки слышится звук [а], а потом объясняют, почему в слове лапки пишется буква а, а в слове пятки — я.
IV. Выполнение тренировочных упражнений (упр. 97): гусь, гусыня, гусята.
— Почему вы написали букву я? (Она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука [н’].)
— А какой буквой показана мягкость звука [с] в слове гусь? (Мягким знаком.)
V. “Узелки на память”.
VI. Упражнение на сопоставление звучания и написания слов с буквами е, ё, ю, я, занимающими различные позиции в слове (упр. 98). Образец рассуждения: брюки — буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного и гласный звук [у]; юбка — буква ю обозначает [й’у].
VII. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, где они обозначают два звука2 (упр. 99, 101).
В плане сопутствующего повторения вспоминается правило о написании имён собственных.
Привлекается внимание к истории названия города Ярославля. Записывается ответ на поставленный вопрос: “Город Ярославль основал князь Ярослав Мудрый”.
VIII. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи (упр. 102).
Стихотворные строки А. Плещеева следует прочитать выразительно, а слова в третьем предложении — с интонированием гласных звуков: [в’э]тер в п[о]ле в[о]ет.
Делается вывод: особенности произношения гласных звуков (наличие голоса, протяжное произношение) помогают поэту в стихотворной форме передать завывание осеннего ветра.
Учитель может предложить учащимся выполнить любое задание по стихотворным строкам А. Плещеева: подготовиться к письму по памяти или на основе этой работы написать зрительный диктант. Его особенность заключается в том, что текст диктует учитель, т. е. диктант записывается в основном на слух, но в случае затруднения ученик может обращаться к тексту и проверять написанное.
Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание скороговорки (упр. 100).
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1—8 (с. 25—27).
1 Здесь и далее материал данных уроков приводится в обобщённом виде, а учитель впоследствии самостоятельно делит его на две части (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся).
2 По программе эти сведения изучаются детьми в практическом плане, и от детей не требуется чёткого объяснения того, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.