Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [д], [д']. Буква Д, д
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся со звуками [д], [д'] и буквами, их обозначающими; научатся звуки [д], [д'] озвучивать, выявлять их характерные особенности;
• практически выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д'];
• разовьют фонематический слух; способность логически мыслить, высказывать свои мысли, делать выводы;
• сформируют навыки правильного, плавного, выразительного осознанного чтения.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Обратите внимание на ленту букв и назовите парные согласные буквы. (Это буквы б и п; з и с.)
Какие орфограммы мы узнали? (Большая буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных, в названиях городов, рек, озёр, морей и т. д. Мы умеем переносить слова с одной строки на другую. Узнали орфограммы на парные согласные в конце и середине слова.)
Подчеркните орфограмму, боб — ..., Боб — ... .
Проверьте эту орфограмму. Сделайте выводы.
2. Мотивация учебной деятельности
— Откройте текст «Виталик и Бобик» на странице 103. Объясните, почему оба слова написаны с большой буквы.
Читаем громко, правильно, внимательно смотрим на буквы, которые мы озвучиваем, видим и произносим слоги-слияния. Соблюдаем интонацию при чтении предложений. Отвечаем на вопросы. Найдите слово, в котором слышны звуки [б] и [б']. (Бобик.)
3. Работа по теме урока
— Отгадайте имя девочки, используйте первые звуки названий предметов. Что вы знаете о правописании слова Даша? (Имена людей пишутся...)
— Произнесите имя девочки и послушайте первый звук. Как произносится звук? (Кончик языка плотно прижимается к верхним зубам и быстро отрывается. Звук согласный, воздух встречает препятствие.)
На что ещё мы должны обратить внимание, слушая согласный звук [д]? (Даша — [д] — твёрдый.)
У Даши есть собачка, кличка которой начинается со звука [д]. Как её зовут? (Динка.)
Выполните звуковой анализ слова Динка, ([д']— мягкий согласный...)
Что ещё мы должны узнать о звуке [д]? (Это звук звонкий согласный, может быть твёрдым и мягким.)
Молодцы, вы сами сделали вывод о звуках [д] и [д'].
Объясните, как вы понимаете пословицу: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Найдите новые звуки и дайте им характеристику.
Рассмотрите звуковые схемы к рисункам на странице 105. Найдите новые звуки и дайте им характеристику. Какой буквой они обозначаются? Для чего служит нам заглавная буква? (Для написания имён людей, кличек животных, названий городов и рек.)
Д — это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
(В. Степанов)
Это что за теремок?
Из трубы идёт дымок.
(С. Я. Маршак)
— Поучимся печатать буквы Д, д и слоги да, до, ду, ды, ди, де.
Подчеркните слоги, в которых согласный д читается мягко. Почему так? (За ним идут буквы е, и.)
Теперь из этих слогов сделаем обратные слоги (ад, од, уд, ыд, ид, ед).
Напечатайте новый ряд букв под диктовку: «эн», «эль», «эм», «эр», «бэ», «дэ», «и», «о», «у».
Прочитайте слоги на странице 105. Прочитайте слова и объясните их значение.
Чем интересны слова в первом столбике? (От слова вода образовали все другие слова.)
Подчеркните одинаковую часть во всех этих словах. (Вод-.)
Объясните значение слова водопад.
Прочитайте слова второго столбика. Выделите общую одинаковую часть слов? (Труд.)
Придумайте ещё слова с такой же частью слова. (Трудный, трудится, трудовая (неделя).)
Что вы видите на картинке? (Водолазов. Они обследуют дно, очищают от ненужного мусора; ищут затонувшие корабли...)
Прочитайте текст на странице 105. Прочитайте ещё раз выразительно, без ошибок. Почему работа водолазов очень трудна и опасна? (Они спускаются глубоко под воду, дышат они с помощью баллонов с кислородом. Нужно быть очень осторожными, в море могут встретиться опасности.)
Подчеркните все буквы д в тексте. Какое слово самое богатое буквой д? (Подводные.)
Где работают водолазы? Это чьи папы? Прочтите в тексте. (У Нади и Димы...)
Напечатайте предложение: По дну реки идут водолазы.
Составьте сначала схему предложения, а затем напечатайте его.
Печатание идёт с комментированием.
Что изображено на картинке (с. 104)? (Дно моря.)
Кто работает на дне реки? (Водолазы.)
Что увидели водолазы на дне реки? (Сокровище. Клад.)
Представим, что пап зовут Дима и Денис. Составим про них предложение и напечатаем его. (Дима и Денис в море искали клад.)
Как слышится звук [д] на конце слова клад?
Проверьте орфограмму. (Клад — клады.)
Что ещё видели водолазы на морском дне? (Медузу, морскую звезду, осьминога, раковину с жемчугом, улитку, рыбу-пилу и др.)
Теперь послушайте пословицы. Объясните их значение. Прочитайте поочередно пословицы на странице 104. Подчеркните все буквы д. Какие звуки они обозначают? Что это за звуки? На примере слов (с. 105) труд — трудна.
Откройте страницу 106. Что означает слово звезда? Прочитайте, что об этом написано в учебнике.
Дети поочередно читают 1-е, 2-е, 3-е задания. Дополняют, что звезда есть на пилотке у солдата.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что интересного вы узнали из текстов? Расскажите всё, что вы знаете о букве д?
Найдите в словах «опасные» места. Назовите орфограмму. Как её можно проверить?
Дзо...—
Го... —