Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: научить учащихся различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам; научить ставить к словам вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? и др.; развивать умение классифицировать слова, называющие предметы, признаки; научить соотносить текст и рисунок; ввести в активный словарный запас слова-термины, слова-названия предметов, слова-названия действий предметов, слова-названия признаков предметов.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся приобретут опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу, в нахождении таких слов в тексте, в постановке вопроса к словам-названиям предметов, признаков предметов, действий предметов.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие.

Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы записали в рабочей тетради (с. 10, упр. 1).


3. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам.

— Найдите слова и раскрасьте каждое слово разными цветами.



— Прочитайте слова, которые «спрятались» на карточке 1. (Слива, рысь, ручка.)

Что называют эти слова? (Слова-названия предметов.)

Прочитайте слова, которые «спрятались» на карточке 2. (Снег, метель, гроза.)

Что называют эти слова? (Слова-названия явлений.)


4. Целеполагание

— Прочитайте тему урока (учебник, с. 21). (Что могут называть слова?)

Постарайтесь определить учебную познавательную задачу урока.

Заслушиваются мнения учащихся.

Сегодня на уроке вы будете учиться различать слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов по значению и вопросу, учиться находить такие слова в тексте, упражняться в правильной постановке вопроса к словам-названиям предметов, признаков предметов, действий предметов.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с учебником (с. 21, упр. б)

Наблюдение над словами-названиями предметов и явлений, названиями признаков предметов и явлений, названиями действий предметов и явлений.

— Рассмотрите таблицу.

Прочитайте название таблицы. (Слова-названия.)

Прочитайте слова каждой группы и вопросы, на которые они отвечают.

Попробуйте сделать анализ слов каждой группы. (Слова-названия предметов отвечают на вопрос кто? или что? Читаю слова, задаю вопрос: кто? ворона; что? дождь; что? снег; что? яблоко; кто? ребята. )

Запомните, что к словам-названиям предметов мы будем относить не только слова, обозначающие предметы, но и слова, обозначающие людей, например, бабушка, учитель, мама, животных например, кошка, жираф, дельфин, лошадь, явления природы (метель, вьюга), события (праздник, карнавал); эти слова отвечают на вопрос кто? или что?

Аналогично проводится работа со словами-названиями признаков и словами-названиями действий предметов.

— Приведите свои примеры таких слов.

2. Первичная проверка понимания

Работа с учебником (с. 22, упр. 7)

Упражнение в различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.

— Прочитайте слова.

Подумайте, по какому признаку распределены слова в три группы?

Попробуйте определить, какие из этих слов называют предметы? (Сирень, кукушка, солнце.)

Какие из этих слов — действия предметов? (Кукует, светит, цветёт.)

Какие из этих слов — признаки предметов? (Яркое, душистая, лесная.)

Постарайтесь соотнести слова-названия с вопросами:

• какие слова отвечают на вопрос кто? или что? (Сирень, кукушка, солнце.)

• какие слова отвечают на вопрос что делает? (Кукует, светит, цветёт.)

• прочитайте слова оставшейся группы, задавая к каждому слову вопрос? (Какое? яркое; какая? душистая; какая? лесная.) Постарайтесь составить предложения с использованием данных слов. (Светит яркое солнце. Цветёт душистая сирень. Кукует лесная кукушка.)

Запишите одно предложение по выбору.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа в тетради (с. 12, упр. 3)

Упражнение в классификации слов по группам. Подготовка к выполнению письменных заданий.

Работа с учебником (с. 23, упр. 10)

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос какая? (Зелёная, ласковая, низкая.)

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос какое? (Синее, доброе, сладкое.)

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос какой? (Голубой, трусливый, маленький.)

Подумайте, признаки каких предметов могут обозначать эти слова? Попробуйте к каждому слову подобрать подходящее по смыслу слово- название предмета. (Зелёная трава, голубой мяч, синее море, доброе сердце, ласковая мама, трусливый заяц, маленький братик, сладкое пирожное, низкая парта.)

— Постарайтесь составить предложение с любым из этих слов. Посчитайте количество слов в своём предложении.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа с учебником (с. 24, упр. 11)

— Прочитайте текст.

Постарайтесь определить, какой это текст: устный или письменный? Рассмотрите рисунок.

Вспомните, как называется сказка?

Назовите главных героев этой сказки.

Посчитайте, сколько предложений в тексте?

Определите, о ком и о чём говорится в каждом из предложений? Назовите в тексте слова-названия предметов. Какие из этих слов отвечают на вопрос к т о? или ч т о?

Есть ли в тексте слово, которое называет признак и отвечает на вопрос какие?

Работа с учебником (с. 24, упр. 12)

— Постарайтесь определить, подходит ли текст к рисунку? Попробуйте описать, какими художник изобразил главных героев: их внешний вид и действия.

Выскажите своё мнение, удалось ли художнику передать чувства главных героев?

Заинтересовал ли вас этот рисунок? Выскажите своё мнение. Постарайтесь составить рассказ по данному началу: «На рисунке художник изобразил Ивана-царевича, жар-птицу и яблоню с яблоками. Иван-царевич схватил птицу за хвост и пытается её удержать.»

Заслушивание рассказов учащихся.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Составь предложение по схеме».

Работа с ПК

Тема «Слово. Упражнение»

Составьте предложение по схеме, выбирая по вопросам подходящие слова.

image78

Слова для справок: воробушек, душистая, маленький, зачирикал, цветёт, солнце, сирень, светит, яркое.


7. Самостоятельная работа

Работа с учебником (с. 24, упр. 11)

— Прочитайте первое предложение. (Прилетела жар- птица, села на яблоню и начала щипать зелёные яблоки.)

Назовите действия, которые производила жар-птица. (Прилетела, села, начала щипать.)

Спишите первое предложение. Перед списыванием обратись к Памятке 2 «Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст» (с. 134).


8. Домашнее задание

Выполнить письменные задания в рабочей тетради (с. 12-13, упр. 3,4).


9. Подведение итогов урока

— Расскажите, что могут обозначать слова?

На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет?

Назовите «лишнее» слово: автобус, машинка, едет, трамвай. (Едет.)

На какие вопросы отвечают слова, называющие действие предмета?

Назовите «лишнее» слово: пишет, поёт, рисует, зелёный. (Зелёный.)

На какие вопросы отвечают слова, называющие признак предмета?

Назовите «лишнее» слово: жёлтый, большая, ласковая, яблоко. (Яблоко.)


10. Рефлексия

— Постарайтесь закончить предложения.

Запись на доске:

Сегодня я узнал...

Мне было интересно...

Я выполнял задания ...






Для любых предложений по сайту: [email protected]