Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Заглавная буква в словах
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение писать заглавную букву в названиях городов, улиц, рек, озёр, в кличках животных, прозвищах персонажей сказок; учить различать слова — названия животных и слова — клички животных.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; научатся различать слова — названия животных и слова-клички животных; применять правило написания заглавной буквы.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, тема «Заглавная буква. Задания на развитие речи»; карточки для индивидуальной работы, магнитофон, аудиозапись голосов домашних животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
— Каким правилом вы пользовались при написании своего имени, отчества и фамилии?
Поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Прочитайте.
На что указывает обращение к человеку по его имени отчеству? (На уважительное отношение к человеку.)
3. Актуализация знаний
Игра « Будь внимателен!»
— Я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, хлопните в ладоши.
Подарили Пете книжку о ракете,
Прочитал Петя — подарил Свете,
Света — Ване, Ваня — Тане,
Таня маленькой Марьяне.
Совершила книжка круг
И сказала: «Здравствуй, друг!»
— Как пишутся имена собственные?
Какие ещё правила написания заглавной буквы в словах вам известны? Заслушиваются ответы учащихся.
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Заглавная буква в словах».
Учебная познавательная задача урока «Какие слова пишутся с заглавной буквы».
Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена собственные, слова — названия животных и слова — клички животных, применять правило написания заглавной буквы.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Прослушивание аудиозаписи «Голоса животных».
— Закройте глаза и послушайте.
Звучит аудиозапись голосов домашних животных.
Кого вы представили?
Составьте предложения об этих животных. Что они делают и как их зовут?
Как бы вы написали клички этих животных?
Работа по учебнику (с. 126, упр. 9)
— Прочитайте текст.
Постарайтесь объяснить, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.
Заслушиваются ответы учащихся.
Выборочная комментированная запись некоторых слов из данной части: доктор Айболит, моряк Робинзон, страна Африка, утка Кика, сова Бумба. Объяснение написания гласных в некоторых словах.
— Итак, что нужно знать о написании кличек животных, прозвищ (имён) персонажей сказок? (Они пишутся с заглавной буквы.)
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 127, упр. 10)
— Прочитайте пары слов.
Что обозначает каждое слово?
Составьте со словами предложение. (Например, «Мы приехали в город Орёл. На сосне свил гнездо орёл.»)
Запишите предложения в тетрадь.
3. Организация усвоения способов деятельности путём вое* произведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 127, упр. 11)
— Прочитайте скороговорку так, как указано в задании упражнения.
Постарайтесь объяснить значение выражения «вырастили на славу».
Выполните письменное задание, указанное в конце упражнения.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 126, упр. 8). Работа с поговорками.
При использовании ПК тема «Заглавная буква. Задания на развитие речи».
— Соберите пословицы из двух частей.
— Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Найдите эти пословицы в учебнике (с. 126, упр. 8)
Объясните написание заглавной буквы в словах. Запишите одну из пословиц по выбору.
Обсуждение:
1) На какую тему можно составить текст (рассказ), который можно было бы закончить любой из данных поговорок?
2) Каким будет содержание такого рассказа?
Учитель может предложить свой вариант рассказа: «Петя в кругу друзей любил показать, что он всё знает и умеет. Только и слышишь его голос: «А я тоже это умею! А я тоже читал эту книгу! А я смотрел этот фильм! А я знаю, как сделать бумажного змея!» Однажды ребята ему сказали...»
— Догадайтесь, какую поговорку ребята сказали Пете. («Яков, Яков! Не всё бы ты якал!»)
Составьте такой рассказ, чтобы он заканчивался одной из пословиц. Заслушивание рассказов.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Словарная работа. Работа по карточкам._
Карточка 1
Вставь в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
Под кустом дрожит ______________ .
Из норы вылезла ______________.
В берлоге спит ______________.
Мычит ______________ Ночка.
Чирикает маленький ______________
______________ купались в реке.
Карточка 2
Вставь в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
Лает ______________ Дружок.
Доску моет ______________ .
Мы изучаем русский ______________ .
______________ надела пальто.
На учит ______________ .
По дороге едет ______________ .
7. Самостоятельная работа
Работа по учебнику, рубрика «Проверь себя», с. 128
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 61, упр. 77. Выполнить задания из учебника на с. 128, упр. 12, устно.
9. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Что было самое интересное?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке мы ...
Я вспомнил ...
Я узнал ...
Мне было легко ...
Я уверен, что ...