Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Ударные и безударные гласные звуки
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представления детей об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные б ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм научатся определять безударный и ударный гласные звуки в слове.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки «слон», «слоны», «мяч», «мячи», «стрела», «стрелы», карточки со словами «слон», «сл...ны», «мяч», «м...чи», «ст...ла», «стрелы»; индивидуальные карточки с текстом для творческой работы в парах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос на вопросы рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 62).
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. (В клеточки вписать слова: игла, нитки. Дополнить предложение словом иголки. У ёлки иголки колки.)
3. Актуализация знаний
— Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева. Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка — молоток —
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его озорника.
Этот невидимка говорит:
Силачом слыву недаром,
Выделяю слог ударом.
— О чём это стихотворение? (Об ударном слоге.)
Укажите ударный слог в словах.
Квартира, дом, друзья, цветы, торты.
Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове? Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?
В каком слове ударение не ставится? Почему? (Ударение не ставится в слове дом, потому что это односложное слово.)
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Ударные и безударные гласные звуки».
Определите познавательную задачу урока. (Как обозначать буквой безударный гласный звук?)
Сегодня на уроке вы будете учиться определять безударный и ударный гласные звуки в слове, правильно писать буквы в безударных слогах.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа с учебником (с. 63, упр. 1)
— Прочитайте выразительно стихотворение И. Сурикова.
Постарайтесь определить тему текста.
Прочитайте слова с буквой ё.
Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.
Спишите первое предложение в стихотворной форме. Обозначьте в словах ударение.
Назовите слова, в которых вы не поставили ударение. Обоснуйте свой ответ.
Знакомство с памяткой (учебник, с. 134)
Работа с учебником (с. 63, упр. 2)
— Пользуясь памяткой, постарайтесь объяснить, какой гласный звук в каждом слове ударный, а какой безударный.
Прочитайте рубрику «Сведения о языке».
Какие гласные называют ударными? (Ударные гласные — это гласные звуки в ударных словах.)
Какие гласные называют безударными? (Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах.)
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 64, упр. 3)
— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.
Написание каких слов в скороговорке отличается от их произношения?
Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.
Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.
Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
— Послушайте загадку. Доскажите словечко.
Два огромных страшных глаза,
Кругом вертит голову,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает... (Сова.)
Работа по учебнику (с. 64, упр. 4)
— Рассмотрите рисунки.
Спишите слово сова.
Поставьте в слове ударение. Назовите безударный гласный звук.
Обратите внимание, что произношение и написание слова сова отличаются.
Отгадайте следующую загадку. Доскажите словечко.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ... (Совы.)
— Запишите отгадку. Поставьте ударение. Подчеркните букву, которая обозначает ударный гласный звук.
Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
Постарайтесь сделать вывод. (Слово совы — это проверочное слово. Слово сова — это проверяемое слово.)
Подумайте, почему гласную букву в безударном слоге слова сова надо проверять?
Что для этого надо сделать?
Работа по учебнику (с. 65, упр. 5)
— Прочитайте пары слов.
Выполнение упражнения под руководством учителя.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа в парах.
— Прочитайте предложения.
Текст напечатан на индивидуальных карточках.
— Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.
В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
[ ] В цветках капли росы.
[ ] У дома сад.
[ ] Наша дача в лесу.
[ ] В саду розы.
Заслушивание ответов учащихся.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Соотнесите слова с картинками.
Определите проверочные и проверяемые слова. Обоснуйте свой выбор.
— Вставьте пропущенные буквы.
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 33, упр. 21)
— Обозначьте ударение в словах.
Подчеркните в двусложных словах буквы, которыми обозначены безударные гласные.
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 33, упр. 22.
9. Подведение итогов урока
— В каких случаях надо проверять написание гласной буквы в слове?
Почему необходимо проверять безударные гласные?
Какой способ проверки безударной гласной вы узнали сегодня на уроке?
10. Рефлексия
— Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал...
На уроке я узнал...
Мне было интересно ...
Я встретил трудности ...
Мне удалось...
Теперь я знаю ...