Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: продолжить работу по совершенствованию знаний детей о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словами «деревенька», «деревушка», «деревенский»; карточки для индивидуальных ответов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания. (Звук, кино, ключ, пенал, стол, экран.)
3. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Кто подушечку с иголками
Обронил в лесу под ёлками?
Что с ней делать, я не знала.
Долго думала, стояла,
А подушечка... сбежала. (Ёж.)
Лист его — Канады знак.
Дерево зовётся как? (Клён.)
По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан — как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка — с опушечкой,
Сострою макушечкой. (Ель.)
Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмелев,
Да боюсь, проснётся ... (Лев.)
Далеко в Тибете
Живёт лохматый бык.
Рога большие выставил —
Он к ним уже привык. (Як.)
Упадёт — не плачет;
Ножек нет, а скачет. (Мяч.)
Вот и лето, отпуск скоро,
Мы поедем с мамой в горы,
К морю точно завернем,
И куда мы попадем?
Тут не север, знаю точно,
Как зовется эта точка? (Юг.)
Хвост — во дворе,
Нос — в конуре.
Кто хвост повернет —
Тот в дом войдет. (Ключ.)
— Подчеркните гласные.
4. Целеполагание
— Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Гласные звуки».
Уточните познавательную задачу урока. (Какие звуки называются гласными?)
На уроке мы будем учиться различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки, различать в слове гласные звуки по их признакам.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Продолжение работы со словами-отгадками.
— Постарайтесь определить, какие гласные звуки в каких словах обозначают два звука.
Схема составляется под руководством учителя.
2. Первичная проверка понимания
Работа с учебником (с. 60, упр. 6)
— Прочитайте. Какие их этих букв могут обозначать два звука и указывать на твёрдость предшествующего согласного звука? А какие на мягкость предшествующего согласного звука?
Заслушиваются ответы учащихся.
Работа в тетради (с. 31, упр. 17)
— Укажите в скобках обозначение звука выделенной буквы на каждой строке.
(Аист, марка, мяч — [а], осень, стол, клён — [о], лук, клюква, утка — [у], лист, ива, вишня — [и], мыло, мысль, цыплёнок — [ы], эхо, поэт, мел — [э].)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 60, упр. 8)
— Прочитайте слова.
— Расскажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы. Найдите среди слов то слово, которое обозначает название крестьянского селения. Выпишите это слово. (Деревня.)
Послушайте стихотворение.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков)
— Сколько слогов в слове деревня?
Подчеркните ударный слог.
Укажите в слове ошибкоопасное место.
Подумайте, когда говорят деревенька, деревушка, деревенский? Заслушиваются ответы учащихся.
Слова деревенька, деревушка, деревенский записаны на карточках.
— Устно составьте предложения с этими словами.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
— Разделите текст на предложения. Спишите текст.
Вот большая деревня здесь растёт яблоня а это ясень и юрга.
— В словах-названиях деревьев подчеркните гласные буквы. Назовите плодовые деревья.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по индивидуальным карточкам.
— Выберите верные высказывания и отметьте их.
Учитель зачитывает высказывания, ученики индивидуально раскрашивают соответствующий квадратик.
1. А. Звуки речи — это стук, гром, звон, шум.
Б. Звуки речи — это гласные и согласные звуки.
2. А. Звук можно услышать и произнести.
Б. Букву можно услышать и произнести.
3. А. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Б. Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4. А. Гласный звук образует слог.
Б. Согласный звук образует слог.
5. А. Ударный слог в слове произносится слабее других.
Б. Ударный слог в слове произносится сильнее других.
6. А. Звуки обозначают буквы на письме.
Б. Буквы обозначают звуки на письме.
7. А. Алфавит — это все буквы в беспорядке.
Б. Алфавит — это все буквы по порядку.
8. А. Гласных букв больше, чем гласных звуков.
Б. Гласных букв меньше, чем гласных звуков.
7. Самостоятельная работа
Работа со словарными словами.
— Спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы. В словах поставьте ударение.
С...бака, д...ревня, в...р....бей, в...рона, л...сица.
— Подчеркните слово, которое отвечает на вопрос что?
8. Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради на с. 31, упр. 18.
9. Подведение итогов урока
— Расскажите, какие буквы могут обозначать два звука? В каких случаях? Приведите примеры.
Составьте небольшое сообщение на тему «Что я знаю о гласных звуках и буквах».
10. Рефлексия
— Продолжите предложения.
На уроке я узнал...
Я выполнял задания...
Самое интересное задание...
Я встретил трудности ...
Я считаю, задача урока ...