Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с труднопроверяемым написанием — лисица.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся выделять слоги в словах, анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, цифровой веер, карточки со словами улитка, ручка, кузнечик, дождь, слоговые модели слов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Работа по учебнику (с. 33, упр. 4)
— Прочитайте слова, которые вам удалось составить из предложенных слогов.
Посчитайте количество слов, которые вы записали.
Попробуем определить, кто больше составил слов из данных слогов.
3. Актуализация знаний
Игра «Молчанка»
— Прочитайте самостоятельно слова.
— Используя цифровой веер, покажите количество слогов в слове улитка (3), в слове ручка (2), в слове кузнечики (4), в слове дождь (1).
Запишите слова в столбик в порядке увеличения в них слогов.
Способ проверки: Расположите карточки со словами в порядке увеличения в них слогов. (Дождь, ручка, улитка, кузнечики.)
Расскажите, какие способы определения слогов в слове вам известны.
4. Целеполагание
Познавательная задача урока — как определить, сколько в слове слогов. На уроке мы будем упражняться в умении выделять слоги в слове разными способами, работать со слоговыми моделями слов, соотносить слова с их слоговыми моделями.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Словарный диктант с комментированием.
Воробей, карандаш, пенал, ворона.
— Поставьте в словах ударение. Разделите слова вертикальной чертой на слоги.
Постарайтесь определить, какому слову какая модель соответствует.
(Ворона.)
Работа над новым словарным словом.
Работа с ПК. Тема «Слово и слог. Словарная работа»
Отгадайте загадку.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лисица.)
Лисица — это хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
— Определите количество слогов в слове лисица.
Произнесите ударный слог в слове лисица?
Постарайтесь определить, какая схема соответствует слову.
— Запишите слово лисица в тетрадь.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 34, упр. 5)
— Постарайтесь прочитать считалку выразительно.
Работа в парах
Разыгрывание сценки: дети «считаются», произнося слова считалки по слогам.
— Соотнесите схемы со словами считалки: найдите в считалке слова, которые могут по своей структуре подойти к каждой модели.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 34, упр. 6)
— Рассмотрите картинки.
Произнесите название предметов по слогам с целью определения в них слогов.
Запишите слова в указанном порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слово, в котором два слога, затем слово, в котором три слога. (Стул, заяц, пенал, воробей.)
— Составьте предложение со словом из трёх слогов.
Заслушиваются ответы учащихся. Письмо предложения с комментированием.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 35, упр. 7)
— Прочитайте начало сказки. Назовите сказку. Постарайтесь вспомнить события этой сказки.
Совместная деятельность учащихся друг с другом. Разыгрывание сценки.
— Спишите первые два предложения. Слова первого предложения разделите вертикальной чертой на слоги.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 35) «Проверь себя».
7. Самостоятельная работа
Индивидуальное задание по вариантам.
Вариант 1
1. Выпиши слова, которые нельзя разделить на слоги.
Щука, друг, медвежонок, шмель, стриж.
2. Выпиши слова, которым соответствует модель слова.
Карта, дорога, лисичка, адрес.
Вариант 2
1. Выпиши слова, в которых два слога.
Лошадь, дверь, окно, тетрадь, ласточка.
2. Соотнеси схемы слов со словами.
8. Домашнее задание
Выполнить по учебнику письменное задание на с. 35, упр. 7, по рабочей тетради на с. 17, упр. 4.
9. Подведение итогов урока
— Как узнать, сколько в слове слогов?
Какие слова нельзя разделить на слоги? Приведите примеры. Расскажите всё, что вы знаете о слоге.
10. Рефлексия
— Постарайтесь закончить предложения.
Сегодня на уроке я учился ...
Мне удалось ...
У меня возникли сложности ...
Мне было интересно выполнять задание ...