Все уроки русского языка 10 класс
Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические
Цели: расширить и конкретизировать знания учащихся об особенностях языковых средств научного стиля; продолжить формирование умений и навыков использования, анализа и составления текстов этого стиля с учётом особенностей языковых средств; воспитывать точность, логичность речи.
Оборудование: (РМ) карточки для актуализации опорных знаний, опорная таблица «Научный стиль» (по 1 на парту).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Выборочная проверка подготовленных текстов научного стиля
2. Заслушивание одного стилистического анализа
II. Актуализация опорных знаний
♦ Заполните пустые строки таблицы недостающей по смыслу информацией.
Научный стиль
Стилевые черты |
Жанры |
||
Сообщение |
Наука техника, обучение |
Взаимопроверка по опорной таблице
Опорная таблица «Научный стиль»
Главная функция |
Стилевые черты |
Сферы применения |
Жанры |
Сообщение |
Обобщенность, отвлеченность, логичность, объективность |
Наука техника, обучение |
Статья, монография, учебник, описание изобретения (патентное описание), реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, реклама |
III. Постановка целей и задач урока
Прослушав лекцию учителя и проведя интереснейшую практическую работу, усвоить особенности языковых средств научного стиля, научиться правильно пользоваться им.
IV. Объяснение нового материала
1. Лекция учителя
— Как вы уже знаете, для научного стиля характерна особая, необычная лексика. Она состоит из основных пластов: общеупотребительных слов, общенаучной лексики, терминологических слов и своеобразных наименований, служебных слов, организующих научную мысль. Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общелитературным языком, не превращаясь в язык, понятный только определенной замкнутой группе людей. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов (докторские работы, статьи в специализированных журналах), и возрастает в текстах, обращенных к широкой аудитории (иной раз превращается в научно-публицистический стиль). Слова в научных текстах чаще всего используются с обобщенным, абстрактным, отвлеченным значением.
Общенаучная лексика — это слова, не являющиеся терминами, но приближенные к ним, помогающие описать обобщенно предмет, явление: операция, базироваться, приспособление.
Терминологические слова используются в рамках отдельных наук или отдельных сфер деятельности. Имеются даже специальные словари по различной тематике: Словарь медицинских терминов, Философский словарь, Словарь литературоведческих терминов и т. п.
Пласт служебных слов, оборотов речи также весьма обширен и устойчив. Он помогает организовать научный текст или выступление на научную тему. Например, используются такие слова и обороты речи: считают, полагают, утверждают, исходя из вышесказанного, сопоставляя факты, тем не менее, с другой стороны, обобщая результаты исследования, таким образом, итак, следовательно, подводя итог и т. п.
2. Устное изложение-миниатюра
Задание для учащихся среднего уровня учебных достижений
Прослушайте текст, определите его стиль. Перескажите текст, сохраняя стиль.
Термин (от лат. terminus — граница, предел) — слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо области производства, науки, искусства. Термин не только обозначает предмет, но и обязательно основан на определении. Например: Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. Термин имеет только одно значение.
Многие термины — слова интернациональной лексики с латинским или греческим корнем: синтаксис (греч.)
Задание для учащихся высокого уровня учебных достижений
Выполните задание письменно: изложите текст, сохраняя стиль.
3. Продолжение лекции учителя
— Термин обладает строгим, четко очерченным значением. Нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии суффикс -ит- в словах обозначает воспалительные процессы: гайморит, радикулит, менингит.
Иногда научные термины являются источником пополнения литературного языка, становятся изобразительным средством:
Наша измученная земля
Заработала у вечности,
Чтоб счастье отсчитывалось от бесконечности,
А не от абсолютного нуля.
(Б. Слуцкий)
♦ А как правильно нужно произносить: нуль или ноль?
Об этом мы узнаем в конце урока.
Особенностью в области морфологии научной речи является преобладание именной лексики над глагольной. Чаще всего используются существительные (40 %), прилагательные (12 %), причастия (15 %). Глагольная лексика занимает 19 % слов.
Необходимость доказывать, убеждать, обнаруживать причины и следствия явлений влияет на то, что используются чаще всего сложные конструкции, а именно сложноподчиненные предложения.
В научной речи авторское «я», как правило, заменяется на более скромное «мы» — мы имеем теорему. Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-ого лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.
Однако нужно учитывать, что перегруженность научного текста терминологией, неоправданно усложненный синтаксис портят научный стиль, делают его сложным для восприятия. К широкому кругу читателей и слушателей обращён обычно научно-популярный стиль. Он является более доступным, менее специфическим. Здесь меньше терминов, он проще в синтаксическом оформлении. Чаще используется общепринятая лексика.
При работе с научными текстами (для написания реферата, доклада и т. п.) нередко необходимо конспектирование. К примеру, если предстоит ответить оппоненту после прослушанного научного доклада. Чтобы реферат, доклад, дискуссия получились аргументированными, надо кратко записать чужие мысли, то есть самое главное. При этом помогут сокращения. Пример общепринятых сокращений — г. (город), кл. — класс, см — сантиметр. При сокращении слов нужно помнить четкое правило — усечение слова производится до гласной, группы согласных рассекать нежелательно. Так, мы сокращаем нескл.— несклоняемые, невоскл.— невосклицательное и т. д. Этому правилу противоречит лишь несколько исключений: рус. яз. — русский язык, рос. — российский, жен.— женский. Некоторые сокращения пишутся через косую черточку — б/у — бывший в употреблении, х/б — хлопчатобумажный или через точку — т. к. — так как, в т. ч. — в том числе, т. е. — то есть. При конспектировании используются и некоторые известные знаки: =, → (следовательно), +.
Черты конспекта лекции
Четкая структура: вопрос, подвопрос; определения терминов, пояснительные схемы, примеры.
Конспект-план, конспект — тезисы.
V. Закрепление
Сопоставительный анализ текстов с опорой на таблицу
Венна (работа в парах)
1-й текст |
2-й текст |
Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала темным, недобрым глазом живая вода. Дальше уже кончалось действие теплых ключей, ручей был покрыт пленочно-тонким льдом. По его мрамористой поверхности метались быстрые, легкие тени. (По Ю. Нагибину) |
Питание рек Украины в целом смешанное, ведь их источником питания являются талые снеговые, дождевые и подземные воды. Тем не менее большинство украинских рек питаются преимущественно талыми снеговыми водами. При этом доля тех или иных источников питания может меняться в пределах бассейна. Например, в верхней части бассейна Днепра на снеговое питание приходится около 50 %, а на дождевое и подземное соответственно 20 и 30 %. (Из учебника физической географии Украины для 8 класса) |
Задание. Сопоставьте предложенные тексты с помощью таблицы Венна по следующим параметрам:
• тема текста;
• цель создания;
• стиль;
• стилевые особенности.
Используя полученный результат, расскажите об особенностях научного текста в сопоставлении с художественным.
1 текст |
Общее |
2 текст |
Цель создания: показать красоту зимнего ручья на различных его отрезках. |
Тема текста: об особенностях реки (ручья) |
Цель создания: сообщить о различных видах питания рек Украины |
Стиль: художественный |
Стиль: научный |
|
Стилевые особенности: образность; средства выразительности: эпитеты, метафоры |
Стилевые особенности: жанр — учебник; стилевые черты: обобщенность; термины, общенаучные слова |
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Подготовьтесь к мини-конференции на тему: «Нужна ли культура речи в наше время?»
3. Задания по уровням.
Высокий уровень
Подготовьте термины по данным темам (письменно), подготовиться к выступлению в прениях по предложенным темам (до 3 мин).
Достаточный уровень
Подготовьте выступления по темам (до 5 мин):
• «Влияние стилистики на формирование культуры речи»;
• «Молодежный сленг, или Другая реальность»;
• «Культура шутки и анекдота».
Средний уровень
Законспектируйте статью на одну из тем для выступлений.
VIII. «На закуску»
Как же правильно говорить: НОЛЬ или НУЛЬ?
Разница невелика, но она есть. Нуль — более старое слово, чем ноль. Нуль известен в русском языке с Петровского времени. Как замечает Историко-этимологический словарь П. Черных, это слово попадается в учебных тетрадях самого Петра I по арифметике! Было у нуля в те годы и другое название: «оник» (от «он» — названия буквы «О»).
Откуда взялось это слово? Во французском есть аналог слова нуль, а в шведском — ноль. В русском же только с середины XIX века появляются в словарях обе формы слова — ноль и нуль. Как же нам сейчас говорить? Словарь трудностей русского языка утверждает, что нуль — это устаревшая форма, а ноль — более современная. Есть также конструкции, в которых возможно только упоминания конкретного слова НОЛЬ или НУЛЬ: ноль целых, ноль часов, ноль внимания; сводится к нулю, температура опустилась ниже нуля.
В общем, несмотря на кажущееся равноправие ноля и нуля, поля влияния они делят довольно четко.
(По М. Королевой)