Все уроки русского языка 10 класс
Основные понятия стилистики. Понятие о норме. Вариативность нормы, стилистическая ошибка (речевой недочет
Цели: дать учащимся понятие о стилистической норме в русском языке, её строгой необходимости; учить распознанию стилистических ошибок и вариантам их исправлений при работе с таблицей и выполнении заданий; пробуждать у учащихся стремление к соблюдению стилистических норм языка и веру в возможность его совершенствования.
Оборудование: (РМ) таблицы «Классификация стилистических ошибок» (на каждую парту), схема «Литературный язык» (на доске).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Выступление о направлениях в стилистике
2. Выставка рисунков-ассоциаций с устным комментарием
II. Актуализация опорных знаний
♦ Как вы понимаете значение слов норма, нормированность?
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Раскрывая сегодняшнюю тему урока, мы должны узнать, что такое языковые нормы, каковы последствия их нарушения, как можно их классифицировать и как избежать нарушения норм языка.
IV. Объяснение нового материала
Лекция учителя с элементами беседы и составлением учащимися тезисов в тетрадях
НОРМА
«Норма — это узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Нормы литературного языка»,— гласит словарная статья Толкового словаря С. И. Ожегова.
Нормы языка обязательны и едины для всех стилей речи. Так, ни в одном стиле нельзя сказать «много делов», это будет неграмотно, просторечно. Даже компьютер указывает на эту ошибку — нарушение норм русского языка!
Норма литературного языка в сознании говорящих обладает качествами особой правильности, общеобязательности, она культивируется в определенных передачах радио и телевидения, в массовой печати, академических театрах и является предметом и целью обучения родному языку.
Авторы многих учебников пишут, что именно нормы защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия и это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную. Конечно, литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в бытовом общении, могут оказаться нелепыми в официально-деловом.
♦ О чем рассказывает представленная схема?
♦ Какие разделы языка выходят за пределы нормы литературного? Однако есть стилевые (стилистические) нормы, действующие в каждом отдельном стиле и определяющие употребление в нем слов, выражений, форм. Так, канцеляризмы — лесные массивы, торговые точки, временно недоступен — неуместны в разговорном стиле.
♦ Что же такое стилевая норма?
Обратимся к таблице (см. с. 30), зачитаем определение.
К этой таблице будем обращаться и на последующих уроках. Говорящий не может использовать любые существующие языковые средства, не учитывая темы, условий, цели речи. Он всегда выбирает, и его выбор чаще всего обусловлен традицией: берёт что-то одно из длинного ряда синонимов, метафор и т. д., отклоняя остальные языковые средства. Здесь важна точка отсчета: если общество считает какую-либо социальную группу приоритетной, то ее речевой стандарт будет являться эталоном, нормой, к которой должны стремиться говорящие, при условии, что они признают этот приоритет. Речевые стандарты выбранной образцовой группы (например, актеров театра МХАТ — академического!) считаются нейтральной (межстилевой, академической) нормой, тогда как все остальные, не принадлежащие этой группе, будут характеризоваться степенью отклонения от выбранной нормы. Межстилевая лексика — хранительница единства литературного языка. Она объединяет функциональные стили, является цементом для строительства языка.
Литературная норма — это мера стабильности литературного языка. Языковая норма тесно связана с культурой носителей языка. В любом функциональном стиле количество межстилевых средств значительно превосходит долю собственно стилевых средств. Каждый стиль реализует прежде всего общеязыковые, или межстилевые, нормы — орфоэпические, орфографические, лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические.
При этом недопустимо заполнять разговорную речь канцеляризмами, а научную или деловую — разговорными единицами. В употреблении средств и в оценке стиля главным должен быть фактор речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д.
Вариативность нормы
Норма не всегда обязательно бывает жесткой. Существует и такое понятие, как вариативность нормы, ее двойственность (см. с. 30).
Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху.
Нарушение нормы. Стилевая ошибка
Единственное средство умственного общения людей есть слово...
Если же можно употреблять слова как попало и под словами
разуметь что нам вздумается, то лучше уж
не говорить, а показывать знаками.
Л. Н. Толстой
(Ученики зачитывают и записывают микротему и эпиграф.)
♦ Что отстаивал Лев Николаевич в этом высказывании? (Точность словоупотребления)
Таким образом, нарушение нормы языка недопустимо. Оно приводит чаще всего к ошибке, однако бывают случаи, когда это явление становится художественным приемом (см. с. 30).
Мы с вами уже знакомы с классификацией ошибок.
♦ Какие виды ошибок вам известны? (Пунктуационные, орфографические, фактические, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические)
Сегодня познакомимся с еще одним видом ошибок. С ним вы тоже иногда сталкивались. Это стилистическая ошибка. Как в случае с классификацией стилей, так и тут мы наблюдаем различные подходы к систематизации подвидов стилистических ошибок. Перед вами один из вариантов.
Виды стилистических ошибок
№ п/п |
Характеристика ошибки |
Примеры |
Нарушение стилевого единства текста. Стилистическая невыразительность. Смешение лексики разных стилей |
||
1 |
Неоправданное использование разговорных единиц в книжных стилях |
1) Аксинья пошла по рукам. 2) Цензура не хотела, чтобы поэма увидела свет, но друзья Гоголя пробили это дело |
2 |
Немотивированное употребление в книжных стилях внелитературных средств — просторечных единиц, диалектизмов, жаргонизмов, узких профессионализмов |
1) Если бы буква «О» означала звук «Т», «М», «К», то это бы был сплошной беспредел. 2) Базаров все время проводит за работой: шляется по окрестностям, занимается наблюдениями |
3 |
Неправомерное введение книжных единиц в разговорный контекст |
Я ускоренными темпами убрала у себя в комнате и в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении |
4 |
Необоснованное объединение элементов разных книжных стилей |
1) Магазины в нашем городе дислоцированы очень удачно. 2) Интеграл ведет себя вполне прилично |
5 |
Слова с положительной оценкой неуместно применяются для изображения отрицательных фактов и наоборот |
Николай Петрович был не таким заклятым аристократом |
6 |
Слова и выражения «высокого стиля» необоснованно вводятся в нейтральный контекст, а также неоправданно применяются в нейтральном контексте со сниженной стилистической окраской |
1) Он осуществлял аристократическую жизнь. 2) Вчера состоялся концерт заезжей певицы |
7 |
Употребление слов-паразитов |
1) Вот, так, так сказать, значит, этого, того. 2) Ну вот, мы с мамой решили, значит, испечь папе праздничный пирог |
8 |
Повторы |
Снег выпал рано. Снег лежал на деревьях. Снег был, как вата |
Погрешности (недочеты), ослабляющие выразительность текста |
||
1 |
Неудачные эпитеты, тройные эпитеты |
1) На уроке можно наблюдать крючковатую посадку одноклассника. 2) Гордость — это была его самая жирная черта характера |
2 |
Неудачные и неуместные метафоры |
Щеки закаменели |
3 |
Не всегда удачные сравнения |
Она была неуловима, как сфинкс |
4 |
Безвкусные и неудачные гиперболы |
Походка девушки была слоноподобной |
(Таблица построена на основе систематизации Л. С. Пастуховой.)
Однако выявление стилистической ошибки, умение ее классифицировать — это только полдела. Важно суметь ее исправить.
Образец анализа стилистической ошибки
В предложении «Базаров все время проводит за работой: шляется по окрестностям, занимается наблюдениями» допущено две стилистических ошибки: немотивированное употребление в книжном стиле просторечия «шляется» (1), которое содержит отрицательную характеристику (2). Их можно исправить следующим образом: «Базаров все время проводит за работой: ходит по окрестностям, занимаясь научными наблюдениями».
V. Закрепление
1. Выборочный диктант
Задание. Выберите и запишите в тетрадь слова с яркой разговорной окраской.
Звучание, колокол, красотища, мгла, драчун, интеллигент, периферия, пренебрежительный, отлынивать, бездарь, угаснуть, взбучка, наследство, здоровенный, утрата, медяк, языковые факты, духовность, ого-го.
♦ Возможно ли употреблять слова с разговорной окраской в книжных стилях? Обоснуйте свой ответ. (Только в художественном стиле для создания комического эффекта. В остальных случаях это будет считаться стилистической ошибкой.)
2. Творческая работа
♦ Создайте из слов звучание, колокол, мгла, угаснуть, духовность текст (3-4 предложения) книжного стиля.
3. Беседа с элементами конструирования
♦ Какой конкретно стиль вы использовали для создания текста? Почему?
♦ Попробуйте ввести в текст слова красотища, здоровенный. Что получилось? При ответе используйте термины, которые помещены в таблице (см. с. 29-31). (Нарушается торжественность текста «высокого стиля»)
4. Работа по сопоставлению лексических элементов различных стилей
(Учитель выводит на доску только левый столбик таблицы, правый является проверочным.)
Задание 1. Запишите слова в тетрадь, подберите для них аналоги разговорного стиля.
Манная каша |
Манка |
Двенадцатилетняя школа |
Двенадцатилетка |
Читальный зал |
Читалка |
Попутная машина |
Попутка |
Нержавеющая сталь |
Нержавейка |
Медная монета |
Медяк |
Телевизор |
Телик |
Мультфильм |
Мультик |
Задание 2. Представьте речевую ситуацию, в которой вы могли бы использовать слова из таблицы.
Составьте с 3-мя парами слов предложения разных стилей.
♦ Какие из данных слов являются нормой для разговорного, бытового стиля?
VI. Итог урока
♦ Что такое стилевая норма?
♦ Почему её нельзя нарушать?
♦ Что вы узнали нового о классификации стилистических ошибок?
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий и достаточный уровни
Вырежьте отрывки из газетных текстов (2-3) с нарушением стилевых норм, классифицируйте ошибки (3-5), исправьте написанное.
Средний уровень
К словам разговорного стиля подберите синонимы (как можно больше) из других стилей или нейтральную (межстилевую) лексику: шлепнуться, малыш, чмокнуть, реветь, горемыка, глазеть, божиться.
3. Дополнительное задание.
Подготовьте доклад о теории трех штилей М. Ломоносова.
VIII. «На закуску»
Это интересно
Его императорское величество не так давно велел разбудить в 3 часа ночи господина П. А. Столыпина и приказал ему немедленно явиться. Его императорское величество пребывал в дурном состоянии духа.
— Господин Столыпин,— сказал император... — Вы дали мне присягу в том, что в скором времени выведете мою империю из состояния смут и неурядиц. Где ваше обещание? Что означает вот это?! — И государь-император бросил на стол какое-то сочинение — десятка на полтора страниц, написанных от руки.
Получив разрешение его величества, господин Столыпин вооружился красным карандашом и приступил к чтению. Это был составленный тремя студентами Петербургского университета проект реорганизации Российской империи путем проведения коренных реформ...
— Ну, как? — спросил император, когда председатель совета министров закончил чтение.
— <...> Я, ваше величество, не обижен вашим вниманием и доверием. Это дает мне право просить вас дать такой приказ: «Впредь, до овладения правилами правописания русского, государственных проектов не писать, времени не отнимать! Николай». На этих 16-ти страницах допущено 60 с лишним (в среднем 4 ошибки на страницу) стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок, ваше сиятельство. Я перешлю ваш приказ авторам письма...
♦ Вам интересно, чем закончилось нарушение норм литературного языка для этих студентов?
Государь-император выразил согласие. Рукопись была отослана студентам на университетский адрес. Конверт со штемпелем его величества, естественно, вызвал среди студенчества большой ажиотаж, около 200 молодых людей собрались на торжественное вскрытие и чтение пакета. Результат: двое оставили университет и отправились к родителям, в имения, экспроприации которых они столь рьяно добивались в своем проекте. Третий спился! Царь остался на троне, необходимые реформы осуществлял господин Столыпин.
(Из книги Чабуа Амирэджиби «Дата Туташхия»)
♦ Какое впечатление произвел на вас рассказ об этом случае? Почему так поступили студенты, ведь их никто не принуждал к подобным поступкам?