Все уроки русского языка 10 класс
Художественный стиль - ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ - ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка № 1
1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.
2. Определите стиль.
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
4. Составьте схему второго предложения.
Яс(?)ный, зимний полдень. Мороз крепок, тр..щит и у Наденьки которая держ..т меня под руку покрывают(?)ся серебристым ин..ем кудри на в..сках. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли катит(?)ся покатая плоск..сть в которую солнце глядит(?)ся как в зеркало. Возле нас маленькие санки.
Съедемте вниз Надежда Петровна! умоляю я. (О, о)дин только раз! Уверяю вас мы останемся целы и (не)вредимы.
Но Наденька боит(?)ся. У нее зам..рает дух и пр..рывается дыхание когда она гл..дит вниз.
Наденька, наконец(?), уступает и я по лицу вижу, что она уступает с опас(?)ностью для жизни.
Санки л..тят как пуля. Ра(с, сс)ека..мый воздух б(?)ет в лицо ревёт св..стит в ушах рвёт больно щипл.. т от злости хоч.. т сорвать с плеч(?) голову.
(По А. П. Чехову, «Шуточка»)
Карточка № 2
1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, числа напишите словами, вставьте пропущенные знаки препинания.
2. Определите стиль.
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
4. Составьте схему второго предложения.
Утро. Сквозь льдя(н, нн)ые кружева покрывающие око(н, нн)ые стекла проб..вается в детскую яркий солнеч(?)ный свет.
Ваня, мальчик лет 6, стриже(н, нн)ый, с носом, похожим на пуговицу, и его сестра Нина, (4)летняя девочка, кудрявая, пухл..нькая, малорослая не по летам, просыпают(?)ся и через реш..тки кроваток гл..дят сердито друг на друга.
Солнеч(?)ные лучи весело шалят на ковре на стенах как(бы) пр..глашают поиграть с ними но дети не зам..чают их.
(По А. П. Чехову, «Событие»)
Карточка № 3
1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.
2. Определите стиль.
3. Составьте схему первого предложения.
4. Составьте тематический словарик к теме «Зима».
Выпавший за день снег замел у(с, з)кую доро(ш, ж)ку ведущую от Уваровк.. к школе и только по слабой пр..рывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление.
До школы было всего с (пол)ки(л, лл)ометра. Мороз был крепкий к тому же еще нал..тал ветер и срывая с наста молодой снежок осыпал девушку с ног до головы. Нравилось что мороз покусывает нос и щ..ки что ветер задувая под шубку студено охлестывает тело.
Свежий напое(н, нн)ый светом январс(?)кий денек будил радос(?)ные мысли о жизни о себе.
(По Ю. Нагибину, «Зимний дуб»)
Карточка № 4
1. Спишите. Вставьте, где нужно, буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
2. Определите стиль.
3. Продолжите гимн воде 3-4 предложениями.
ВОДА!
У тебя нет (ни, не) вкуса (ни, не) цвета (ни, не) запаха тебя (не) опиш..ш(?) тобой насл..ждаеш(?)ся (не)понимая что ты такое. Ты не просто (не)обходима для жизни ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разл..вается бл..женство которое (не)об(?)яснить только нашими пятью чу(?)ствами. Ты нам возвр..щаеш(?) силы и свойства на которых мы уже поставили было крест. Твоим м..лосердием снова отв..ряют(?)ся и(с, сс)якшие родники сер(?)ца.
(По А. де Сент-Экзюпери)
Карточка № 5
Составьте рассказ художественного стиля, используя предложенные выражения.
Океан жизни; река жизни, любви, доброты, щедрости; море слез, слов; жить, как на море, дети моря; плыть, как на волнах океана; житейское море; водоворот жизни.
Водяные круги, водная гладь; водопад мыслей, чувств; водные просторы, богатства; водный мир; зеркальность воды, зеркальная гладь.