Все уроки русского языка 10 класс
Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке
Цели: познакомить учащихся с содержанием и разделами-аспектами стилистики как науки; расширять языковой кругозор учащихся в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей.
Оборудование: заготовка таблицы «Лингвистика» (на доске); текст «Стремление к познанию мира» с «Кладовой подсказок» (на доске).
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
♦ Коротко охарактеризуйте данные разделы науки о языке.
(Характеристику последних двух разделов науки о языке учитель не открывает до тех пор, пока учащиеся самостоятельно не дадут им характеристику. При необходимости учитель оказывает помощь.)
Лингвистика
Разделы |
Характеристика |
Лексикология |
|
Фразеология |
|
Фонетика |
|
Орфоэпия |
|
Графика |
|
Словообразование |
|
Грамматика (морфология, синтаксис) |
|
Орфография |
|
Пунктуация |
|
Стилистика |
Учение о стилях речи, средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи |
Культура речи |
Раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка |
II. Постановка целей и задач урока
Беседа — разъяснение целей урока
♦ С какими разделами языкознания вы уже хорошо знакомы?
♦ Запишите тему сегодняшнего урока. Как вы считаете, какие цели будут стоять перед нами сегодня?
III. Объяснение нового материала
Лекция учителя с элементами беседы
Задание. Записать в тетрадь четыре аспекта изучения стилистики.
— Итак, стилистика — это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы. Как языковая дисциплина стилистика возникла на основе риторики. Эта наука относительно молодая — как отрасль знаний она сформировалась лишь в начале XX в. Однако люди уже давно интересовались не только тем, что они говорят, но и как это делают. Слово «стилистика» происходит от слова «стиль» (stylus) — острая палочка, стерженек для писания на восковых дощечках. В русском языке на основе этого слова возникает его аналог — стило — перо, орудие письма:
* * *
А если
вам кажется,
что всего делов —
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете
писать
сами!
(Б. Маяковский «Разговор с фининспектором»)
В. И. Даль (известный составитель толкового словаря) отсылает нас к немецкому языку (stilistik): стилистика — учение о слоге или стиле; стилист — человек с хорошим слогом, пишущий изящным слогом. Первым понятие стиля в отечественную науку ввел М. В. Ломоносов.
Определение объема и содержания стилистики принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам.
Объем стилистики определяется тем, что она рассматривает целесообразность использования языковых явлений из всех областей языка. Поэтому она охватывает и словарный состав, и грамматический строй, включая морфологию и синтаксис, а также фонетическую систему.
Языку свойственны красота, богатство, сила, выразительность. Слову доступны цвет и звуки, объем и психологическая глубина. Именно стилистика пытается ответить на вопрос, как же слово в контексте приобретает такую царственность. Это достигается в первую очередь при помощи особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка.
Таким образом, один из аспектов стилистики — изучение выразительных средств, ресурсов языка.
Стилистика учит говорить и писать выразительно. Она изучает значение слов, речевые обороты, предложения с точки зрения выраженных в них мыслей и чувств (эмоционально-экспрессивные свойства). Определенные слова, обороты речи, специальные приемы позволяют нам продемонстрировать свое языковое мастерство, возможность «рисовать словами» — это второй аспект стилистики.
Стихотворение, с которым вы уже встречались прежде, подскажет третий и самый важный аспект, который изучает стилистика. Послушайте это стихотворение, отгадайте слова, которые нужно вставить вместо пауз, и скажите, какой же это аспект.
ЗАБОТА О СТИЛЕ
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой —
Стиль это просто... (разговорный),
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу —
Знай, в них... (художественный) стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль... (публицистический) —
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок —
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой — ... (официально-деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль... (научный).
(Б. А. Синицын)
Итак, третьим аспектом, разделом, стилистики является изучение стилей. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Мы знакомимся с разновидностями одного и того же языка, то есть с его стилями. Знать в совершенстве язык — значит владеть его стилями. Стили — это хлеб стилистики, главный предмет изучения.
Четвертым, тоже очень важным, аспектом данной науки является точность и правильность речи. Вы все знаете, что речь должна быть грамотной, литературной, но она должна быть и точной, выразительной, образной. Забота об этих основных параметрах сближает стилистику с культурой речи. Культурный человек культурен во всем, но, прежде всего, в своем языке. Поэтому на современном этапе развития лингвистики актуальными являются такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение, экология речи.
Таким образом, задачами преподавания стилистики являются:
1) изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
IV. Закрепление
Работа с текстом «стремление к познанию мира», помещенном на доске
Задание. Прочтите текст. Вместо троеточий вставьте подходящие слова.
СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ МИРА
Людей всегда мучают ... (разнообразные) сожаления — ... и ... (большие, малые), ... и ... (серьезные, смешные).
Я часто жалею, что не знаю всех растений России.
Сожаления ... (просыпаются) утром, но не всегда ... (засыпают) ночью. По ночам они ... (разгораются). Самое сильное сожаление о быстротечности времени, ... (липкое), как ... (сосновая смола). Хотелось бы увидеть весь мир в его ... и ... (ошеломляющем, таинственном) многообразии.
(По К. Паустовскому)
Кладовая подсказок
Таинственный, разнообразный, ошеломляющий, большой, малый, серьезный, липкий, смешной, просыпаться, разгораться, засыпать, сосновая смола.
Комментарий для учителя
Для учащихся с низким уровнем учебных достижений раздается на парты в индивидуальном порядке карточка «Кладовая подсказок». Слова даны вразброс.
После того, как учащиеся выполнят задание, учитель предъявляет им оригинальный текст К. Паустовского.
Беседа
♦ Что приобрел текст?
♦ За счет каких выразительных средств текст стал красочным?
♦ Сравните свой текст с текстом К. Паустовского.
♦ У кого получился он богаче, ярче?
♦ Почему? (Подбор слов для написания художественного произведения — сложное, кропотливое, ответственное дело, на которое уходят иной раз годы.)
V. Итог урока
Закончите фразы
1) Стилистика и культура речи — это... .
2) Стилистика изучает... .
VI. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий уровень (опережающее ознакомление)
Прочитайте 2-3 стихотворения В. Маяковского. В чем выражалось его «языковое мастерство». Приведите и запишите примеры.
Достаточный уровень
Объясните понятие «экология речи». Дайте 3-4 совета школьнику-иностранцу, как избежать «загрязнения» речи. Запишите их.
Средний уровень
Найдите отрывок из художественного произведения, отметьте в нем выразительные средства, при помощи которых текст «заблистал». Запишите отрывок. Ответьте на вопрос: «Как предмет “литература” связан с разделом языка “стилистика”?».