Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Зачет по разделу «Главные члены предложения»
Цель: проверить практические (орфографические и пунктуационные) умения школьников, а также знания теории по разделу «Главные члены предложения».
Ход урока
В начале урока выбираются 4 консультанта из числа учащихся. К каждой группе подкреплен консультант. Он оценивает устные ответы и проверяет качество выполнения практического задания.
Класс разделен на группы, каждая группа получает карточку с теоретическими вопросами.
I. Проверка теоретических знаний
Первая группа
1. Расскажите об интонации и ее роли в предложении.
2. Подготовьте рассказ о знаках препинания в конце предложения.
Вторая группа
1. Расскажите об употреблении именительного и творительного падежей в сказуемом.
2. Расскажите, когда ставится соединительное тире.
Третья группа
1. Расскажите о некоторых случаях согласования в числе сказуемого с подлежащим.
2. Подготовьте рассказ о постановке тире в неполном предложении.
Четвертая группа
1. Расскажите об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Расскажите об интонационном и соединительном тире.
II. Выполнение практической части
Каждая группа получает карточки с заданиями. По мере выполнения работы проводится взаимопроверка (группы обмениваются карточками-заданиями) под руководством консультантов и учителя.
Первая карточка
1. Перепишите, согласуя сказуемое с подлежащим и проставляя недостающие знаки препинания.
2. Выделите главные члены предложения, укажите способы их выражения.
1. Все дворянство возненавидел.. меня всеми силами души и су..т мне палки в колеса со всех сторон. (Л. Толстой) 2. Четырнадцать человек т..нул.. бечевой тяжелую баржу с хлебом. (А. Н. Толстой) 3. Большинство людей хотел.. что-нибудь делать. (М. Горький) 4. Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал.. в трудных путешествиях. (В. Арсеньев) 5. Бопре в отечестве своем был парикмахер.. потом в Пруссии солдат., потом приехал в Россию... Он был добр.. мал.., но ветрен и беспутен до крайности. (А. Пушкин) 6. Дубровский сам был гвардейским офицер.. он не позволит обидеть товарища. (А. Пушкин) 7. Сорок два станка (не)умолчно гудел., и равномерно вздрагивал.. 8. После атаки два танка осталась на поле среди засыпанных снегом копен кукурузы. (Г. Бакланов) 9. Розанов с Райнером встретил.. горячо по-приятельски. (Н. Лесков) 10. На Красной площади уже был.. выстроен.. квадратами несколько полков пехоты. (К. Симонов) 11. Поэзия и старость несовместимы. (Л. Озеров) 12. По духу своему поэзия ровесница юности. (Л. Озеров) 13. Одно из самых красноречивых доказательств Михаил Светлов. Для него поэзия второе имя молодости. (Л. Озеров)
Вторая карточка
1. На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем-то толковал.. (А. Пушкин) 2. Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров осталась только Давыдов с Макаром. (М. Шолохов) 3. Два бойца сид..т в дозоре над х..лодною водой. (А. Твардовский) 4. Несколько матросов под командой помощника капитана вышл.. как-то в море на этом катере. (А. Куприн) 5. В ауле множество собак встретил.. нас громким лаем. (М. Лермонтов) 6. Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал.. в трудных путешествиях. (В. Арсеньев) 7. С первым выпавшим снегом большинство работ в Кедровой даче прекратил..сь. (Д. М.-Сибиряк) 8. Множество деревьев расщепленных словно от удара молнии беле..т в темноте. (Г. Бакланов) 9. Г руды углей без пламени ярко горел.. в темноте ночи. (А. Пушкин) 10. Кроме воинского эшелона на станции ожидал.. очереди на отправление еще два состава. (Н. Островский) 11. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. (А. Пушкин) 12. Спина у акулы темно-синего цвета а брюхо ослепительно белое. 13. Значит девятью сорок триста шестьдесят так? (Писемский) 14. Они не люди волчата у них звери..ая масть. (Н. Гумилев)
Третья карточка
1. Через полчаса восемь вооруже..ых человек вошл.. в дом трактирщика. (Н. Островский) 2. Заговорил., сначала несколько человек тума..о и нетвердо. (А. Фадеев) 3. Уже много карет проехал.. по этой дороге. (М. Лермонтов) 4. Много глаз смотрел.. в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством с презрением гадливостью. (М. Горький) 5. Большинство дверей был.. низк.. для его роста. (Л. Андреев) 6. И графиня со своими девушками пошл.. за ширмами оканчивать свой туалет. (А. Пушкин) 7. Клычков с Чапаевым разъехалась по флангам. (Д. Фурманов) 8. Мне нрав..тся его спокойствие и ровная речь прямая веская. (М. Горький) 9. Детство и ю..ость ее и двух братьев прошл.. на Пятницкой улице в родной купеческой семье. (А. Чехов) 10. В лесу ночной порой и дикий и дикий зверь и лютый человек и леший брод..т. (А. Пушкин) 11. Я чес..ный человек и никогда не говорю комплиментов. (А. Чехов) 12. Самое страшное для него сейчас было покинуть батарею. (Г. Бакланов) 13. Чай пить не дрова рубить. (Пословица) 14. Мой первый час не первый крик а первый долгий миг молчанья как будто слушал я родник. (К. Бальмонт)
Четвертая карточка
1. Заговорил., сначала несколько человек тума..о и нетвердо. (А. Фадеев) 2. В душе его борол..сь два чувства добра и зла. (Л. Толстой) 3. Гибл.. молодость сила здоровье. (И. Никитин) 4. В постель ее уложили ревность и слезы. (А. Чехов) 5. Мне нарв..тся его спокойствие и ровная речь прямая веская. (М. Горький) 6. Много огней и раньше и после манил.. не одного меня своею близостью. (В. Короленко) 7. Восемь самолетов полка взлетел.. попарно соблюдая очередь. (Н. Чаковский) 8. Отец Вареньки был очень красив.. статн.. высок., и свеж.. старик. (Л. Толстой) 9. Старик умер когда Матвей еще был ребенк.. (В. Короленко) 10. Несколько человек был.. наказан., плетьми и сослан., на поселение. (А. Герцен) 11. Превосходная должность быть на земле человеком! (М. Горький) 12. Оценить такое произведение значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. (В. Белинский) 13. Основной мотив моей жизни не прожить даром жизнь продвинуть человечество хоть немного вперед. (К. Циолковский) 14. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина самое любимое дитя его фантазии. (В. Белинский)
III. Диктант на закрепление пунктуационных и орфографических навыков
Диктант проводится с последующей взаимопроверкой или самопроверкой по кодоскопу.
Живая речь
Паром - это шумный колхозный базар. Он заменяет собой народные сборища и колхозные чайные.
Чтобы узнать все новости, чтобы наслушаться всяких мудрых и неожиданных сентенций и невероятных рассказов, надо пойти на заваленный сенной трухой щелястый паром и только посиживать там, покуривать да слушать, переправляясь с берега на берег.
Почти все паромщики - люди словоохотливые, острые на язык и бывалые. Особенно они любят поговорить к вечеру, когда спокойно опускается солнце за крутояром - высоким берегом - и толчется в воздухе и зудит мошкара.
Вообще вся шумная и разнообразная жизнь на речных берегах, на пристанях (их зовут дебаркадерами или конторками), около наплывных мостов - плашкоутов со множеством толкущегося там речного народа, с его особыми нравами и традициями, дает богатую пищу для изучения языка. (118 слов.)
(К. Паустовский)
После проверки всех заданий учитель выставляет зачеты.