Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Цели: повторить сложные вопросы морфемики; углублять знания по темам «Состав слова» и «Словообразование»; разбирать задания теста ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису


III. Повторение темы «Состав слова» (орфограммы в корнях слов)

1. Слово учителя.

На прошлом уроке мы разобрали ряд примеров из тестов ЕГЭ, которые касались связи морфемики и орфографии, а точнее, правописания приставок и суффиксов. Сегодня выполним задания, которые касаются орфограмм в корне слова.


2. Выполнение заданий й комментарии учителя.

Задания

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) опт..мизм, г..рящий, разв..вающийся (флаг);

2) г..ристый (холмистый), ч..стоплотный, интелл..ктуальный;

3) неприк..сновенный, исс..кать, препод..ватель;

4) посв..тить (фонарем), преод..левающий, водор..сли.

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..лосердный, в..ртикальный, заг..реться;

2) акт..вировать, ч..столюбие, пол..мический;

3) прил..жение, бл..стательно, в..дитель;

4) р..хтущий, заж..гать, к..смический.

Комментарии учителя

Правильный ответ для обоих заданий - под цифрой 2.

С первого взгляда это простые задания, однако и они содержат подводные камни. Надо помнить, что не проверяются ударением многие слова иностранного происхождения. В 3-ем задании - оптимизм не проверяется, а интеллектуальный - проверяется словом интеллект. Во 4-м задании вертикальный не проверяется, активировать - проверяется (активный), полемический - тоже (полемика).

Не подлежат проверке ударением слова с чередующимися гласными в корне (горящий, неприкосновенный, водоросли - в 1-м задании, загореться, приложение, блистательно, растущий, зажигать - во 2-м).

Не проверяются ударением и слова с чередующимися сочетаниями в корне (например, я-им: понять - понимать; я-ин: мять - сминать).

Напомним корни с чередующимися гласными.

Корни -зар-/-зор и –гар-/-гор- легче запоминать по примерам с ударными гласными. Подбираем слово с ударной гласной в корне: зорька - значит, в безударном положении будет а (заря), исключение - зарница; загар - значит, в безударном положении будет о (гореть).

Безударные гласные в корнях -раст-/-ращ-/-рос- зависят от чередования корневых согласных: а пишется перед ст и щ, в остальных случаях - о. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. Здесь важно не пропустить корни, «спрятанные» в сложных словах: дикорастущий, водоросли, а также слова с ударными гласными в корне и производные от этих слов: роща, рост, подросток, подростковый.

В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- гласный корня зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-. Этот суффикс «уподобляет» себе гласную корня. То есть если после корня стоит суффикс -а-, то и в корне будет а. Например: положить - полагать, коснуться - касаться.

От этого же суффикса зависят гласные в ряду корней с чередованием е-и. Легче всего запоминать зависимость, заучивая корни сразу с суффиксом -я-: бер-бира, блест-блиста, дер-дира, жег- ига, мер-мира, пер-пира, стел-стила, тер-тира, чет-чита (блестеть - блистать, выжег - выжигать, стелить - выстилать, вычет - вычитать и т. д.)

Особо следует обратить внимание на слова с чередующимися сочетаниями в корне. Во-первых, это слова с явлением полногласия- неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро-ра, оло-ла: горожанин - гражданин, порох - прах, холодильник - прохлада, молодость -младенец. Во-вторых, это слова с чередованием о-a в корне: копать - подкоп - откапывать, ломать - лом - отламывать, поклонение — поклон - кланяться, сплотить - плот - сплачивать, колоть - укол - укалывать, стонать - стон - постанывать.

Задание

Найдите закономерность чередования о-a в этих корнях.

Ответ: под ударением в корнях данных слов может быть и о и а, без ударения - только о.

Существуют и другие корни с чередованием, а значит, непроверяемые ударением. Найдите примеры таких слов (задание на дом).

Интересным представляется пример предложения, состоящего из однокоренных слов с чередованием гласной:

Творец сотворил тварей.

Обратим внимание на омофоны. Правописание можно узнать только исходя из контекста. В 1 -м задании это слова развевающийся (флаг) и посветить (фонарем). Проверочные слова: веять, свет. В другом контексте - омофоничные слова: развивающийся (ребенок), посвятить (жизнь).

Задание

Приведите подобные примеры.

(Поласкать ребенка - полоскать белье; примерять платье - примирять противников; чистота снега - чистота звучания - частота звука и т. п.)

Ошибки при написании слов с омофоничными корнями допускаются очень часто. Например, в слове чистоплотный - корень чист, в слове честолюбивый - чест, в слове частокол — част. В безударной позиции гласные звуки этих корней уподобляются и звучат одинаково. Если семантика корня не учитывается, легко сделать ошибку. Еще одно трудное слово подобного рода - благословить, которое происходит от словосочетания благое слово, к славе оно не имеет отношения. Два эти сходных корня встречаются, вместе в слове славословить.

Выполним еще два задания, подобных уже разобранным, но сформулированных по-другому. Попробуйте определить, чем эти задания отличаются от заданий 1 и 2.

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) св..репый, заст..лить, прим..рять (противников);

2) од..ваться, неразб..риха, д..корация;

3) дил..тант, крит..ковать, выд..рать;

4) фу..бол, поез..ка, беззвез..ное (небо).

4. В каком ряду во всеххловах пропущена одна и та же буква?

1) ст..листика, б..летерша, пон..мать;

2) аск..тичный, заж..гать, уб..дить;

3) пож..лание, бл..стательный, приор..тет;

4) завис..ник, ровес..ник, плес..нуть.

Комментарии учителя

Правильный ответ задания 3 - под цифрой 2, задания 4 - под цифрой 1.

Задания 3 и 4 отличаются от заданий 1 и 2 не только формулировкой, но и содержанием: кроме безударных гласных в корнях слов, они касаются согласных в корне, в том числе и непроизносимых. Формулировка заданий 3 и 4 более общая: не указаны морфемы, в которых пропущены буквы; не оговорено, гласные это или согласные. Коварство вопроса в том, что в четвертом ряду задания 4 в словах ровесник и плеснуть вообще не пропущены буквы.

Можно для себя сформулировать вопросы заданий 1-4 еще более общо: «Как пишутся слова?» и на черновике записать ответ, а затем проанализировать слова в соответствии с вопросом задания ЕГЭ.

Задание

Распределим эти слова на группы и запишем их, вставив пропущенные буквы и подобрав пары, если есть проверочные слова или чередующиеся гласные.

1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением: примирять (противников) - мир, одеваться - одеться, критиковать - критический, стилистика — стиль, аскетичный - аскет;

2) слова с безударными гласными в корне, не проверяемыми ударением:

а) с чередующимися гласными: застелить - застилать, неразбериха - разбирать, выдирать - выдеру, понимать - понять, зажигать — зажечь, блистательный - блестеть;

б) остальные: свирепый, декорация, дилетант, билетёрша, убедить, пожелание, приоритет;

3) слова с сомнительными согласными в корне:

а) слова с проверяемыми согласными: поездка — езда;

б) слова с непроверяемыми согласными: футбол, ровесник, плеснуть.

в) слова с непроизносимыми согласными: беззвездное (небо) - звезда, завистник - зависть.

Остановимся на словах ровесник и плеснуть, в которых иногда подозреваются непроизносимые согласные. Поможет нам опять же морфемный разбор. Ровесник - значит «ровня, одинаковый по возрасту». Редкий в современном русском языке суффикс -ес- встречается также в словах словесный, небеса, чудесный. Правописание слова плеснуть надо запомнить, т. к. существуют варианты корня: плеск, плещет. То же относится к слову блеснуть: блеск, блещет.


IV. Повторение темы «Словообразование»

1. Слово учителя. Повторение.

Кроме определения состава слова, морфемика занимается и изучением словообразования. Повторим способы словообразования и попробуем уяснить его связь с орфографией.

Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

При словообразовательном анализе очень важно учитывать значение слова. Возьмём слово почтение. На первый взгляд, способ словообразования - приставочный (приставка по-). Но значение слова чтение совершенно не совпадает со значением исходного слова. Подберем к нему однокоренные слова: почёт, почитать, почтить, почитатель, почтенный. Историческая приставка давно срослась с корнем и в современном русском языке не выделяется: слово почёт состоит из одного корня (окончание нулевое). Словообразовательный ряд включает слова с вариантами морфем - с чередованием в корне: ё/и/ноль звука.

Итак, существительное почтение произошло от глагола почитать с помощью суффикса -ени- (суффиксальный способ).

Заметим, что глагол почитать имеет пару-омоним, образованный приставочным способом от глагола читать, от которого образуется, в свою очередь, существительное чтение (суффиксальный способ).

Остановимся на способах словообразования подробнее.

1. Приставочный: приставка присоединяется к исходному слову (приготовить ← готовить),

2. Суффиксальный: суффикс прибавляется не к исходному слову, а к его основе, причем основа может видоизменяться (отсекается ее часть, происходит чередование звуков: почтение ←почитать).

3. Приставочно-суффиксальный: к основе исходного слова приставка и суффикс присоединяются одновременно (подсвечник ← свеча).

4. Бессуффиксный: от исходного слова отбрасывается окончание или суффикс вместе с окончанием (зеленый ← зелень, укорять ← укор).

5. Сложение.

1) сложение целых слов: театр-студия, лётчик-испытатель;

2) сложение основ с помощью соединительных гласных: земноводные, железобетону

3) сложение начальных букв слов (аббревиатура): вуз, МХАТ.

4) сложение частей слов: стенгазета, турпоход;

5) сложение словосочетаний: а) подчинительных: древнегреческий ← Древняя Греция, б) сочинительных: англо-русский ← английский и русский.

Скорее всего, в заданиях ЕГЭ вас не попросят уточнить вид сложения как способа словообразования. Важно распознать этот способ, имеющий несколько разновидностей.

6. Переход из одной части речи в другую: слова приобретают иное значение, теряют ряд грамматических признаков. Он поступил в военный институт. Мой дядя - военный. (Прилагательное перешло в разряд существительных.) Зрители аплодировали, благодаря артистов. Я умею играть в шахматы благодаря старшему брату. (Деепричастие перешло в разряд предлогов.)

А теперь выполним несколько заданий.


2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. Назовите способ словообразования существительного безупречность.

2. Из данных предложений выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьёзных дел время получать удовольствие от стилистических красот.

Комментарии учителя

Эти задания относятся ко второму разделу теста ЕГЭ (под литерой «В»). В отличие от заданий под литерой «А», ответы надо не отмечать крестиком в бланке, а записывать в соответствующих клеточках (каждую букву в отдельную клеточку).

В 1-м задании надо определить способ образования слова безупречность. Мы должны подобрать более простое по составу новое слово, в котором повторялось бы наибольшее количество морфем данного слова. Это слово - «безупречный», добавив суффикс -ость- (окончание не в счет), получим безупречность, то есть способ словообразования - суффиксальный. Запишем это слово в бланк ответа.

2-е задание - обратное. Из двух предложений надо найти слово, образованное приставочным способом. Придется сначала выделить слова с приставками: преподавание, превращалось, рассматривался, научить, получать, удовольствие. Причем у некоторых из этих слов приставки исторические, они уже срослись с корнем (получать), некоторые слова образованы с помощью суффиксов (превращалось - превращаться ← превращать). Слово же научить как раз образовано приставочным способом: научить ← учить. Запишем его в бланк ответов.

Разберем один коварный случай словообразования. Сравним два предложения.

1. Легкие облака плывут по весеннему небу. 2. Солнце светит по-весеннему.

Проведем словообразовательный анализ омофонов: прилагательного с предлогом по весеннему и наречия по-весеннему:

1) ставим прилагательное в начальную форму: весенний, находим ближайшее по составу слово - весна, определяем способ словообразования - суффиксальный (весенний ← весна с помощью суффикса -н-; гласный е - чередующийся, в расчет не берем);

2) наречие по-весеннему - неизменяемая часть речи, значит, окончания не имеет. Образовалось оно не от прилагательного с предлогом по весеннему, а от прилагательного весенний с помощью приставки по- и суффикса -ему: по-весеннему ← весенний. Способ словообразования - приставочно-суффиксальный.

То есть морфема -ему в первом случае была окончанием, а во втором - суффиксом.

Итак, связь словообразования с орфографией несомненна. Прояснив с помощью словообразовательного анализа значение слова, определив его принадлежность к определенной части речи, мы сможем выбрать единственно правильный вариант написания слова.


Домашнее задание

По группам: составить задания, аналогичные вопросам демонстрационного теста, по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Из Р-2: упр. 72-74; 274-276; 78, 80, 82.






Для любых предложений по сайту: [email protected]