Урок-семинар на тему «Разговорный стиль речи»

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Урок-семинар на тему «Разговорный стиль речи»

Цели: обобщить и углубить знание по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи.

Ход урока

I. Организационный момент

Запись темы, вопросов урока-семинара.

1. Характеристика особенностей разговорного стиля.

2. Звуковая сторона речи разговорного стиля.

3. Лексика разговорного стиля.

4. Словообразовательные особенности разговорного стиля.

5. Синтаксис разговорной речи.


II. Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с особенностями разговорного стиля речи. Термин «разговорный стиль» понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературной речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль - средний (нейтральный) стиль - сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение мы находим в виде соответствующих помет в толковых словарях. С другой стороны, этим же термином обозначают одну из разновидностей литературного языка.


III. Первое сообщение. Характеристика особенностей разговорного стиля

Под разговорным стилем речи понимает обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка. Но не следует буквально противопоставлять литературный язык разговорному языку, т. е. выводить разговорный язык за пределы литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записи в дневниках, тексты писем, записок). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция, выступление на собрании, в суде и т. д.), которая строго систематизирована, упорядочена, а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.

Устная речь характеризуется особыми признаками:

1) отсутствие предварительного обдумывания высказывания и отбора языкового материала;

2) непосредственность речевого общения между участниками;

3) непринужденность речевого акта, отсутствие официальности в отношениях между говорящими.

Большую роль играет контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника).

Помимо основной функции - средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, для воссоздания изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

Таким образом, разговорная речь образует особую систему и имеет разнообразное назначение.


IV. Второе сообщение. Звуковая сторона речи разговорного стиля

Одно из характерных языковых средств, создающих особенность разговорного стиля, - это звуковая сторона речи. Особенностью его является, во-первых, то, что он, подобно «высокому» (книжному) стилю произношения, экспрессивно окрашен, в отличие от нейтрального стиля. Это объясняется тем, что разговорный стиль связан с соответствующим лексическим пластом, т. е. разговорной лексикой. Во-вторых, разговорный стиль произношения характеризуется как неполный, так как наблюдается менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование, что связано с убыстренным темпом речи.

Часто слова и их формы в разговорном стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи, например, прговор (нормативное приговр), звнцгиь (звоньиь), прикрпит (прикрепт), развлась (развилсь) и т. д.

В разговорном стиле произношения преобладают определенные типы интонации.


V. Третье сообщение. Лексика разговорного стиля

Разговорная лексика, входящая в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Разговорные слова принадлежат к разным частям речи. Выделяются:

- существительные: балагур, вранье, ерунда, задира, злюка, картошка, молодчина, дурачина, раздевалка, чепуха, чушь, электричка и др.;

- прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, . работящий, кусачий, развеселый и т. д.;

- глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать, жадничать, любезничать, навязаться, огорошить, прихворнуть, секретничать, чудить и др.;

- наречия: вконец, вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, кувырком, мигом, многовато, недосуг, нагишом, поделом, полегоньку, потихоньку, хорошенько, чуточку и др.

Встречаются также разговорные местоимения (этакий), частицы (авось, вон - «вот», навряд ли), междометия (ну, эге).

Отдельные слова приобретают разговорный оттенок только в одном из значений. Таков глагол развалиться («небрежно сесть или лечь»), звукоподражательные слова, например, бац, в роли сказуемого и др.

Также разговорный оттенок имеют и некоторые фразеологизмы. Стилистически они весьма выразительны и содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый и т. д. Фразеологизмы характеризуются структурным разнообразием: различное сочетание именных и глагольных компонентов: ад кромешный, ветер в голове, глядеть в оба, дело в шляпе, ждать не дождаться, заварить кашу, как в воду кануть, лезть из кожи вон, набить руку, обвести вокруг пальца, с грехом пополам, хлопать глазами, чужими руками жар загребать, яблоку негде упасть и др.


VI. Четвертое сообщение. Словообразовательные особенности разговорного стиля

Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью.

Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.

Так, в разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:

-ак/-як: добряк, здоровяк;

-ак(а)/-як(а): для слов общего рода: писака, забияка, кривляка;

-ан/-ян: старикан, грубиян;

-ач: бородач, силач;

-ень: баловень, увалень;

-ежк(а): зубрежка, кормежка;

-л(а): воротила, громила;

-н(я): возня, грызня;

-отн(я): беготня, пачкотня;

-тяй: лентяй, слюнтяй;

-ун: болтун, крикун, пачкун;

-ух(а): толстуха, говоруха;

-ыш: глупышt крепыш;

-яг(а): доходяга, деляга, работяга;

-ш(а) - обозначают лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию: кассирша, аптекарша, секретарша и др.

Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:

-аст-: глазастый, языкастый;

-ющ-: худющий;

-енн-: здоровенный, обалденный.

К разговорной лексике относятся глаголы на:

-ничать: жадничать, бродяжничать, жеманничать;

-ивать: пошаливать, поговаривать.

Для усиления экспрессии используется удвоение слов: большой- пребольшой, милый-премильш, черный-черный.


VII. Пятое сообщение. Синтаксис разговорной речи

Большим своеобразием отличается разговорный синтаксис. В зависимости от содержания высказывания, ситуации, уровня языкового развития участников речевого акта используемые в разговорной речи синтаксические структуры очень разнообразны и могут приобретать индивидуальный характер.

К характерным чертам литературно-разговорного синтаксиса относятся:

1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:

Кого они любят? Что им надо? (М. Горький) За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький)

2. Использование неполных предложений в диалоге:

- А что, Денисов хороший? - спросила она. - Хороший.

3. Разговорной речи присущи эллиптические конструкции, обусловленные ситуацией. Например, в магазине часто можно услышать: «Покажите, пожалуйста, мне ту, другую» (пропущено слово заколку, брошь и т. д.).

4. Часто допускаются лексические повторы:

Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский)

5. Употребляются особые формы сказуемого:

- Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола (часто ей предшествует отрицание не) для подчеркивания значения глагольного сказуемого:

Вы пахать-то пахали? Садить не садит, а огород держит.

- Сочетание глагола с частицей знай (знай себе) для указания на действие, которое совершается, несмотря на неблагоприятные условия либо препятствия:

Ни с кем не разговаривает - знай себе по саду гуляет. (И. Тургенев)

- В разговорной речи встречаются предложения со сказуемым, выраженным междометной формой глагола (бах, бац, прыг, хлоп, шмыг и др.), указывающей на внезапное и мгновенное действие:

Гляжу, а она - шмыг из дома.

6. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:

Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить! Хорош помощник!


VIII. Обсуждение выступлений учащихся

После прослушивания сообщений проводится обсуждение выступлений учащихся. В процессе обсуждения учащиеся вырабатывают умение пользоваться свернутой информацией для построения связного текста по теме урока.


IX. Проверка знаний

Отработка умений и навыков проводится на основе взаимозаданий, после выполнения которых организуется взаимопроверка.

Карточка 1

Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску, по отношению к кому и в какой ситуации их можно употреблять.

Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун. Можно выполнить упр. 485.

Карточка 2

Составьте предложения с фразеологизмами (1, 4, 5, 7, 12, 14, 16, 17, 18).

Определите, к каким стилям речи относятся данные фразеологизмы.

Карточка 3

Определите особенности в построении сложных предложений разговорной речи.

Перестройте данные предложения в соответствии с нормами литературного произношения.

1. Спросите кто стоит впереди. (Спросите того, кто стоит впереди.) 2. Положите книгу где она лежала. (Положите книгу туда, где она лежала.)

(В данных предложениях пропущены соотносительные слова.)

3. Складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако же и не так, чтобы слишком тонок. (Нельзя сказать, чтобы складом своей фигуры Наполеон бы слишком толст, однако же и не так, чтобы слишком тонок.)

(В этом предложении главная часть сложноподчиненного предложения включена в состав придаточной.)

Карточка 4

Упр. 494.

Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Карточка 5

Упр. 486.

Составьте микротексты (по 2-3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы: а) да и; б) а не то; в) не так чтобы; г) не так чтобы... а(но).


X. Закрепление

Упр. 489.

Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем:

1) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля;

2) о любимом певце, актере.


XI. Подведение итогов урока

- Назовите особенности разговорного стиля речи.

- Что сближает разговорный и художественный стили?


Домашнее задание

1. Используя краткие конспекты и материалы учебника на с. 301-302, составьте связный рассказ по теме «Разговорный стиль речи».

2. Упр. 492.






Для любых предложений по сайту: [email protected]