Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закреплять навыки правописания.
Ход урока
I. Повторение изученного материала
Осложненное списывание.
Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.
1. Год за годом все меньше и меньше остает..ся возле с..лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече..ые сучья. (Г. Скребицкий) 2. Каждое лето под высоким к..рнизом дома в котором проходило мое де..ство бел..хрудые веселые ласточки л..пили свои гнезда. (И. Соколов-Микитов) 3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв..тущих оду ван..чиков. (М. Пришвин)
1 предложение - сложносочиненное (ССП);
2 предложение - сложноподчиненное (СПП);
3 предложение - бессоюзное сложное (БСП).
- Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
- Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение 2 является СПИ так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
- Докажите, что предложение 3 является БСП. (Это БСП, так как части соединены только интонацией.)
Обобщение материала и составление схемы:
Сложное предложение |
||
Союзное |
Бессоюзное |
|
Сложносочиненное |
Сложноподчиненное |
|
Вывод
Сложносочиненное предложение (ССП) - это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это предложение, части которого соединены с помощью интонации.
- Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?
1. В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);
в) разделительными (или, либо, то - то, не то - не то).
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят...
А. К. Толстой
2. Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)
3. Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире:
Я спешу туда ж - а там уже весь город. (А. Пушкин)
4. Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:
а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
б) между двумя назывными предложениями:
Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.
в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово:
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
г) между двумя вопросительными предложениями:
Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?
д) между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых синонимы:
Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
5. Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом:
По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Карточка 1
Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.
1. Л..зурь н..бесная см..ется ночной омытая гр..зой и между гор р..систо вьется д..лина светлой пол..сой. (Ф. Тютчев) 2. По п.лям изв.. ваясь блестящей струей льется речка студеной в..лною и б..седка одетая сочной л..ствой наклонясь над л..зурной ее глубиной отражается гладью р..чною. (С. Надсон) 3. Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в холодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. (И. Бунин) 4. Бл..снет весна иного года и может быть в желанный час Т..вриды пышная пр..рода в св..и объятья примет нас. (В. Бенедиктов)
Карточка 2
Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.
1. Она смеялась от всей души и смех предавал сверкающую силу ее ..слепительной красоте. (Н. Гоголь) 2. Ра..стались мы но твой портрет я на груди моей храню. (М. Лермонтов) 3. Остап редко пре..водительствовал другими в дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых преходивших под знамена предприимчивого бурсака. (Н. Гоголь) 4. В это время в девичьей не только был известен пр..езд министра с сыном но и внешний вид их обоих был подробно ..писан. (Л. Толстой)
Два ученика работают у доски.
1. Синтаксический разбор предложения.
Он рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и всем было о чем подумать.
(Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным определением и вводным словом кажется; 2) односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложненное.)
2. В данном предложении расставить знаки препинания. Выполнить фонетический разбор слова елкой.
(Не)ищи желуди под елкой а шишки под дубом.
- 2 слога.
[j’] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий;
[ό] - гласный, ударный;
[л] - согласный, непарный звонкий, непарный твердый;
[к] - согласный, парный глухой, непарный твердый;
[ъ] - гласный, безударный;
[џ] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий.
5 букв, 6 звуков, т. к. буква ё обозначает в начале слова два звука [j’o].
Объяснительный диктант
Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты. Казалось, все было в них по-прежнему, но я заметил во всем какой-то беспорядок, какое-то ощутительное отсутствие чего-то... Я старался чем-нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости. Он слушал с тою же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали... Он сидел бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку. (78 слов.)
(Н. Гоголь)
Проверочный тест
1. Отметьте предложения, в которых ставится запятая:
а) Кто это такие и что им надо?
б) В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.
в) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
г) Пропустить врага и дать огонь по команде!
д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц.
2. Отметьте предложения, в которых не ставится запятая:
а) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
в) Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.
г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.
д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.
III. Подведение итогов урока
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какое предложение называется ССП?
- Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
- В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится точка с запятой? Тире?
- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
Домашнее задание
1. Выучить правило.
2. Выписать из художественной литературы 7 ССП, выполнить морфологический разбор трех причастий.