Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
Ход урока
I. Проверочная работа
Упр. 236 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 кл.).
Списать текст, вставляя недостающие знаки препинания. Дополнительное задание. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, выписать все словосочетания, указать способ связи. Выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения.
(Работа выполняется на листочках и оценивается учителем.)
II. Повторение теоретического материала по теме «Обращение»
- Что называется обращением?
- Что такое риторическое обращение? {Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрила, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин))
- Какие стилистические разновидности обращений вы еще знаете?
Обращения - метафоры:
Послушайте, кладбище законов, как вас еще называет генерал...
Обращения - метонимии:
...Смерть, а Смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский)
Обращения - иронии:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)
Обращения - повторения:
Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л. Леонов)
Обращения фольклорные:
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А. Кольцов)
Обращения - присловья:
Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н. Гоголь)
- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?
Для разговорной речи, для просторечия характерные обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:
Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!
Обращения в усеченной форме без окончания:
Тань, идем в библиотеку?
Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:
Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф. Достоевский)
- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)
Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование. (А. Чехов)
III. Закрепление
Упр. 402 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.)
Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.
IV. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И. Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А. Чехов)
2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине - то со строчной:
«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И. Гончаров) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н. Некрасов)
3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц - нет:
Ну, давай плясать! (Н. Островский) Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов)
4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л. Толстой)
5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признает; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М. С.-Щедрин)
6. Слова-предложения da и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком: Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л. Толстой)
Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:
О нет, то белеет туман над водой. (В. Жуковский)
V. Закрепление изученного
Упр. 391. Комментированное письмо.
- Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постановку знаков препинания.)
VI. Подведение итогов урока
- Расскажите о написании междометий.
- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.
Домашнее задание
1. Выполнить упр. 392, 393. (В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. A. Чешко.)
2. Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.