Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ ЛИНГВИСТИКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест 1
1. Укажите неверное утверждение.
а) в современном русском звуков больше, чем букв;
б) в русском языке 10 гласных звуков и 10 гласных букв;
в) гласные звуки в русском языке делятся на ударные и безударные;
г) слова “алфавит” и “азбука” означают одно и то же.
2. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.
а) юла;
б) юннаты;
в) солнце;
г) съест;
д) болеть;
е) друзья.
3. Найдите слова, написание которых не совпадает с их произношением.
а) чтобы;
б) взял;
в) устный;
г) ателье;
д) азбука;
е) новый.
4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова чужой.
а) [чужой];
б) [чужой’];
в) [ч’ужой’];
г) [ч’ужой’].
5. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам.
А |
Б |
В |
Г |
|
ум..лять о помощи |
А |
О |
А |
О |
нак..лоть дров |
А |
О |
О |
А |
Посв..тить поэму |
Е |
Я |
Е |
Я |
разр..дить ружье |
Я |
Я |
Е |
Я |
6. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне.
а) интерес..ный;
б) окрес..ный;
в) сверс..ник;
г) ровес..ник;
д) трос..ник;
е) опас..ный.
7. Укажите, в каких словах надо писать ъ.
а) пред..юбилейный;
б) с..уживались;
в) об..единение;
г) п..яница;
д) двух..минутный;
е) п..едестал.
9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5.
А |
Б |
В |
Г |
|
перц..вый пластырь |
Е |
Е |
О |
О |
ц..канье копыт |
Е |
О |
Е |
О |
опытный танц..р |
О |
Е |
Е |
О |
ситц..вое платье |
О |
О |
Е |
Е |
10. Укажите слова с буквой о после шипящих.
а) ч..порный вид;
б) полезной пищ..й;
в) сгнивший ж..лудь;
г) изображ..нный на бумаге;
д) стало свеж..;
е) расписной сундуч..к.
11. Найдите слова с буквой и после ц.
а) ц.линдр;
б) пловц..;
в) ц..кать;
г) ц..ликом;
д) традиц..я;
е) сестриц..н
12. Укажите слова с ударением на первом слоге.
а) поднятый;
б) начатый;
в) балуясь;
г) прибыла;
д) прибывший;
е) добыча.
Тест 2
1. Какое слово пишется без ь?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) умен..шит; |
а) пис..менность; |
б) реж..те; |
б) вос..мерка; |
в) камен..щик; |
в) бан..щик; |
г) помощ... |
г) воз..ми. |
2. В каком слове вместо точек пишется а?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) д..лина; |
а) м..ленье; |
б) погл..щать; |
б) угр..жает; |
в) раздр..жение; |
в) ухв..тила; |
г) зар..ждение. |
г) оск..рбленный. |
3. В каком слове вместо точек пишется e?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) соед..няет; |
а) до св..данья; |
б) уд..влялся; |
б) изв..ните; |
в) сл..тела; |
в) см..шались; |
г) сл..лись. |
г) воскл..цательное. |
4. Укажите слово, в котором пять звуков.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) январь; |
а) ноябрь; |
б) июль; |
б) июнь; |
в) юбка; |
в) апрель; |
г) осень. |
г) вьюн. |
5. Написание какого слова нельзя проверить подбором однокоренного слова?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) здравствуйте; |
а) известный; |
б) честный; |
б) прелестный; |
в) лестница; |
в) чувствовать; |
г) местный. |
г) окрестность. |
6. В каком слове первый звук корня является мягким согласным?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) удивление; |
а) примирение; |
б) пришел; |
б) обжег; |
в) цифра; |
в) циклон; |
г) женщина. |
г) шеф. |
7. Сколько раз в приведенных строках встречается звук [й’]? Из четырех предложенных вариантов выберите правильный.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый... А. Пушкин а) 1; б) 4; в) 2; г) 3. |
И перья в темной высоте, Как тени, ходят, развеваясь. А. Пушкин а) 1; б) 3; в) 2; г) 4. |
8. Какими звуками различаются слова?
Вариант 1: съест, съезд. |
Вариант 2: гриб, грипп |
а) [т] и [д]; |
а) [п] и [б]; |
б) [с] и [з]; |
б) [пп] и [п]; |
в) [ст] и [зд]; |
в) [пп] и [б]; |
г) не различаются. |
г) не различаются. |
9. В каком слове произносится твердый согласный перед е?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) фанера; |
а) музей; |
б) академик; |
б) текст; |
в) тема; |
в) рельсы; |
г) кашне. |
г) теннис. |
10. В каком слове произносится [шн]?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) конечно; |
а) скучный; |
б) вечный; |
б) уточнить; |
в) порочный; |
в) срочный; |
г) наконечник. |
г) ночной. |
Тест 3
1. Укажите неверное утверждение.
а) окончание служит для образования форм слова;
б) неизменяемые слова состоят только из основы;
в) общая часть слов называется корнем;
г) при образовании некоторых слов используются одновременно несколько суффиксов;
д) в сложносокращенных словах между буквами точка не ставится.
е) при образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков.
2. Найдите слово, в котором верно указано окончание.
а) стере[чь];
б) домин[о];
в) певуч[е];
г) пальт[о];
д) учи[ть]ся;
е) умыв[ая]сь.
3. Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
а) обходить;
б) выспаться;
в) правнук;
г) небольшой;
д) создать;
е) исстари.
4. Найдите слова с безударной гласной корня, проверяемой ударением.
а) примирение;
б) вытереть;
в) коснуться;
г) запевать;
д) герой;
е) положить.
5. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам.
А |
Б |
В |
Г |
|
..ранжерея |
О |
А |
А |
О |
..птимист |
А |
А |
О |
О |
кан..нада |
О |
А |
О |
А |
к..нспект |
О |
А |
О |
О |
тр..диции |
О |
А |
А |
А |
6. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5.
А |
Б |
В |
Г |
|
ут..шать ласково |
Е |
Е |
О |
О |
ув..дать без влаги |
Я |
О |
Е |
О |
ч..стота колебаний |
А |
Е |
Е |
О |
обл..ченный в одежды |
Е |
О |
Е |
Е |
7. Укажите слова с буквой з в приставке.
а) бе..вкусный;
б) ..делать;
в) ра..чистить;
г) в..дох;
д) бе..платный;
е) ра..цвет.
8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5.
А |
Б |
В |
Г |
|
пр.. обрести |
Е |
Е |
И |
И |
пр..одолеть |
Е |
И |
И |
Е |
пр..зирать |
И |
Е |
И |
Е |
пр..лежный |
Е |
Е |
И |
И |
пр..возносит |
И |
Е |
И |
Е |
Тест 4
1. Укажите ряд однокоренных слов.
а) открыть, крыша, покрышка;
б) расположение, сложение, ложь;
в) метла, мести, местный;
г) взволнованный, волна, воля.
2. Выделите слово, где суффикс -ик имеет уменьшительное значение.
а) тюбик;
б) половик;
в) массовик;
г) арбузик.
3. Отметьте слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.
а) переезд;
б) столбик;
в) березовый;
г) городской;
д) прибрежный.
4. Найдите слова, образованные бессуффиксным способом.
а) отлет;
б) рассмотрение;
в) погрузка;
г) тишь;
д) зазеленеть;
е) присмиреть;
5. Укажите способ образования глаголов обмолотить, засеять, посинеть.
а) суффиксальный;
б) приставочно-суффиксальный;
в) переход из одной части речи в другую;
г) приставочный;
д) бессуффиксный.
6. Определите ряды слов, образованных способом сложения.
а) шеф-повар, книголюб;
б) предъюбилейный, джаз-оркестр;
в) сорокаметровый, межобластной;
г) птицелов, мусоропровод;
д) преувеличение, пятиминутка.
7. Выделите ряд, в котором последовательность образования слов указана неправильно.
а) старый — старина — старинный;
б) письмо — письменный — письменность;
в) резать — резка — резной.
8. Найдите сложносокращенное слово.
а) пароход;
б) ледокол;
в) гороно;
г) волнорез;
д) глазомер.
9. Вставьте пропущенные буквы. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку при-.
а) пр..мирить, пр..забавный, пр..увеличить;
б) пр..сесть, пр..винтить, пр..спокойный;
в) пр..брежный, пр..ползти, пр..скакать.
10. Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.
а) пр..способить, пр..вратить; приставка обозначает присоединение;
б) пр..клеить, пр..колоть; приставка близка по значению слову “очень”;
в) пр..мудрый, пр..неприятный; приставка имеет неясное значение.
11. Отметьте ряды слов с чередующимися гласными в корне.
а) росток, ростовщик;
б) выжигать, удивительный;
в) загореть, подгоревший.
Тест 5
1. Какая из частей слова не является морфемой?
а) корень;
б) основа;
в) приставка;
г) окончание;
д) суффикс.
2. Найдите верное утверждение.
а) у глаголов не может быть нулевого окончания;
б) окончание служит для образования новых слов;
в) основа не может быть равна всему слову;
г) основа слова содержит его главное лексическое значение.
3. Найдите неверное утверждение.
а) корень — общая часть родственных слов;
б) в словах беда, бедолага один и тот же корень;
в) в словах водить, водяной, проводник один и тот же корень;
г) в словах родник, народ, родина один и тот же корень.
4. Найдите неизменяемое слово.
а) ворота;
б) работает;
в) ударный;
г) друг;
д) вокруг.
5. Найдите склоняемое слово.
а) сообща;
б) правило;
в) упасть;
г) смотреть;
д) темно.
6. Найдите спрягаемое слово.
а) коротать;
б) май;
в) светло;
г) свидание;
д) вдруг.
7. Слова какой части речи состоят только из основы?
а) существительное;
б) местоимение;
в) глагол;
г) наречие;
д) прилагательное.
8. В какой форме слово место имеет нулевое окончание?
а) в именительном падеже ед. числа;
б) в творительном падеже мн. числа;
в) в винительном падеже мн. числа;
г) в именительном падеже мн. числа;
д) в родительном падеже мн. числа.
9. Найдите слово с нулевым окончанием.
а) беготня;
б) мечтаешь;
в) пробежал;
г) армия;
д) погоня.
10. В каком слове основа равна корню?
а) голубой;
б) читатель;
в) удивление;
г) переговоры;
д) округа.
11. Какое действие в процедуре выделения корня слова лишнее?
а) найти в слове основу;
б) выделить приставку и суффикс;
в) подобрать однокоренные слова;
г) выделить наименьшую общую часть однокоренных слов.
12. В какой паре неоднокоренные слова?
а) исцеление — целебный;
б) поднос — переносица;
в) подножка — сногсшибательный;
г) загар — сгореть;
д) прицельный — целевой.
13. У какой пары слов приставки имеют противоположное значение?
а) ввести — подвести;
б) свалить — перевалить;
в) приехать — съехать;
г) отъехать — подъехать;
д) пройти — перейти.
14. В каком слове нет приставки?
а) обломить;
б) облако;
в) обход;
г) обложение;
д) обрасти.
15. В каком слове суффикс -тель не обозначает лицо по роду занятий?
а) строитель;
б) преподаватель;
в) сеятель;
г) искатель;
д) отражатель.
16. Какой суффикс указывает на профессию человека?
а) -к-;
б) -ист;
в) -еньк-;
г) -ск-.
17. Какое из слов неверно разделено на морфемы?
а) по-втор-ени-е;
б) пре-крас-н-ый;
в) ус-меш-к-а;
г) от-вет;
д) без-грамот-н-ая.
18. В каком слове есть орфограмма в суффиксе?
а) увидел друга;
б) продолжал гулять;
в) на берегу реки;
г) поговорил с подругой;
д) у синего моря.
19. В корне какого слова возможно чередование гласных звуков?
а) лесной;
б) постареть;
в) звенит;
г) удивляться;
д) стихи.
20. В корне какого слова могут чередоваться согласные звуки?
а) листья;
б) обмерить;
в) сторона;
г) блестеть;
д) лисица.
Тест 6
1. В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?
а) к..таться;
б) тр..ва;
в) цв..ты;
г) д..ревья;
д) р..стем.
2. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется о?
а) предл..гать;
б) покл..ниться;
в) выр..стили;
г) з..ря;
д) к..сается.
3. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется а?
а) к..снуться;
б) пол..жение;
в) заг..рать;
г) отр..сль;
д) р..сток.
4. Найдите лишнее слово.
а) б..ру;
б) зам..реть;
в) подж..гать;
г) зап..реть;
д) соб..рите.
5. Найдите лишнее слово.
а) пост..лить;
б) забл..стать;
в) ст..рает;
г) заст..лал;
д) подж..гать.
6. Найдите лишнее слово.
а) задира;
б) разодрать;
в) дрожь;
г) драка;
д) задираться.
7. Найдите лишнее слово.
а) зан..мал;
б) подн..маться;
в) вн..мание;
г) он..меть;
д) прин..мала.
8. В каком слове нет приставки?
а) доливать;
б) доигрывание;
в) доучиться;
г) дорожить;
д) дотерпеть.
9. Найти слово с приставкой.
а) солнце;
б) соска;
в) соскок;
г) солить;
д) соколиный.
10. В каком слове нет приставки?
а) сдвиг;
б) сговор;
в) склад;
г) сбитый;
д) сладкий.
11. В каком слове произношение приставки расходится с ее написанием?
а) смещение;
б) сходка;
в) стащить;
г) сжатый;
д) срастись.
12. На конце какой приставки пишется с?
а) бе..грамотный;
б) и..чезать;
в) и..носится;
г) чре..мерный;
д) ра..давить.
13. На конце какой приставки пишется з?
а) во..хождение;
б) бе..славный;
в) ра..датчик;
г) и..катель;
д) во..хвалять.
14. Найдите лишнее слово.
а) без..нициативный;
б) под..греть;
в) пред..стория;
г) роз..грыш;
д) сверх..дейный.
15. Найдите значение, которое не может иметь приставка при-.
а) присоединение;
б) превосходная степень;
в) неполнота действия;
г) близость нахождения;
д) приближение.
16. Найдите слово, в котором значение приставки при- определить трудно.
а) прибирать;
б) Приуралье;
в) пришвартоваться;
г) причалить;
д) пригнать.
17. В приставке какого слова может писаться -е, а может писаться -и?
а) пр..творяется;
б) пр..расти;
в) пр..ободрить;
г) пр..рывается;
д) пр..строить.
18. Найдите лишнее слово.
а) пр..ломить;
б) пр..трудный;
в) пр..струить;
г) пр..интересный;
д) пр..ступление.
19. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
а) приставить;
б) писатель;
в) луноход;
г) подрасти;
д) подросток.
20. Каким способом образовано слово зарплата?
а) приставочным;
б) образованием слова из словосочетания;
в) сложением слогов;
г) сложением начальной части слова с целым словом;
д) сложением слов.
21. Найдите слово женского рода.
а) ТЮЗ;
б) вуз;
в) ЭВМ;
г) универсам;
Д) ПТУ.
22. В каком слове приставка находится в середине слова?
а) землекоп;
б) баснописец;
в) самолетостроение;
г) путеукладчик;
д) книгопечатник.
Тест 7
1. Какой из терминов не рассматривается в разделе “Лексика”?
а) словарь;
б) грамматическое значение;
в) лексический запас;
г) словарный состав;
д) лексическое значение.
2. Найдите лишнее слово.
а) необъятный;
б) бесконечный;
в) безбрежный;
г) бессловесный;
д) необозримый.
3. Найдите лишнее слово.
а) снег;
б) холод;
в) ласты;
г) мороз;
д) коньки.
4. Определите лексическое значение слова пейзаж.
а) яркий, искрящийся свет;
б) краски, разводимые в воде;
в) изображение художником фруктов, цветов и неодушевленных предметов;
г) очарование, притягательная сила;
д) изображение природы.
5. В каком слове пишется безударная гласная а?
а) кампания друзей;
б) избирательная кампания;
в) дружеская кампания;
г) веселая кампания.
6. В каком слове пишется безударная гласная e?
а) пос..дел перед дорогой;
б) с..дящий на скамейке;
в) с..деющая голова;
г) с..дят в классе.
7. К какому из слов в словаре нужно добавить помету высок.?
а) недруг;
б) вестибюль;
в) озарение;
г) заря;
д) фестиваль.
8. Найдите значение слова невежество.
а) глупость, необразованность;
б) грубость;
в) корыстолюбие;
г) бескультурье;
д) неучтивость.
9. Найдите однозначное слово.
а) пейзаж;
б) фантастика;
в) рекомендация;
г) корреспондент;
д) брошюра.
10. Найдите многозначное слово.
а) акваланг;
б) диспут;
в) зеркало;
г) вестибюль;
д) мираж.
11. В каком значении употреблено слово крыло в выражении на перекрестке мне поменяли левое крыло?
а) орган для летания у птиц;
б) боковая часть здания;
в) часть самолета;
г) деталь корпуса автомобиля;
д) защитная планка над колесом велосипеда.
12. В каком выражении слово бежать употреблено в переносном значении?
а) бежит по дороге;
б) время бежит очень быстро;
в) бегут к финишу;
г) надо бежать на урок.
13. У какого слова может быть омоним?
а) колонна;
б) фантастика;
в) коса;
г) блеск;
д) ветеран.
14. У какого из данных синонимов в словаре есть помета разг.?
а) ударить;
б) стукнуть;
в) побить;
г) треснуть.
15. Найдите пару синонимов.
а) ветер — штиль;
б) коса — коза;
в) метель — вьюга;
г) крикнуть — пошептать;
д) вперед — назад.
16. Найдите пару антонимов.
а) жестокий — злой;
б) вверху — внизу;
в) примерно — приблизительно;
г) чуть-чуть - немного;
д) старый — древний.
17. Найдите правильное суждение.
а) антонимы — одинаково звучащие слова одной части речи;
б) синонимы — многозначные слова;
в) омонимы — слова с близкими значениями;
г) однозначные слова — слова с противоположными значениями;
д) синонимы — слова с близкими значениями.
18. Найдите слово с пометой спец.
а) крыльцо;
б) бемоль;
в) пашня;
г) инструмент;
д) изгородь.
19. Найдите диалектное слово
а) скальпель;
б) гамма;
в) мшара;
г) стамеска;
д) культивация.
20. Найдите архаизм.
а) бурак;
б) плетень;
в) перст;
г) изба;
д) атлет.
21. Найдите неологизм.
а) боярин;
б) кафтан;
в) ливрея;
г) пуховик;
д) аэроплан.
22. Найдите заимствованное слово.
а) облако;
б) дождь;
в) натюрморт;
г) стол;
д) друг.
23. Найдите слово французского происхождения.
а) жюри;
б) математика;
в) рекорд;
г) футбол;
д) чемпион.
24. Найдите фразеологизм.
а) Налил воды в стакан.
б) Вода из чашки разлилась.
в) Воды было по колено.
г) Нас водой не разольешь.
д) Во рту была вода.
25. Найдите неправильное суждение.
а) фразеология — словарный состав языка;
б) неологизмы — новые слова;
в) архаизмы — устаревшие слова;
г) фразеологизмы — устойчивые словосочетания;
д) диалектизмы — слова, ограниченные в употреблении определенной местностью.
Тест 8
1. Найдите служебную часть речи.
а) местоимение;
б) глагол;
в) имя числительное;
г) частица;
д) наречие.
2. Найдите самостоятельную часть речи.
а) междометие;
б) имя числительное;
в) союз;
г) предлог;
д) частица.
3. Каким из перечисленных признаков не определяется принадлежность слова к той или иной части речи?
а) синтаксические признаки;
б) общее грамматическое значение;
в) лексическое значение;
г) морфологические признаки.
4. На какой из вопросов может отвечать наречие?
а) Кого?
б) Сколько?
в) Где?
г) Чей?
д) Которого?
5. Какой из морфологических признаков есть у имени существительного?
а) спряжение;
б) лицо;
в) время;
г) число.
6. Какого морфологического признака нет у имени существительного?
а) лицо;
б) склонение;
в) одушевленность;
г) род;
д) падеж.
7. Найдите существительное нарицательное.
а) Луна;
б) Жучка;
в) попугай;
г) “Костер”;
д) Федоров.
8. Найдите существительное — имя собственное.
а) тигр;
б) село;
в) писатель;
г) институт;
д) Дон.
9. Найдите существительное одушевленное.
а) лес;
б) дерево;
в) мороз;
г) комар;
д) журнал.
10. Найдите существительное неодушевленное,
а) человек;
б) Кузя;
в) Родина;
г) рыболов;
д) Бог.
11. Какое имя собственное следует заключить в кавычки?
а) город Санкт-Петербург;
б) писатель Паустовский;
в) кинотеатр Рубеж;
г) река Енисей.
12. В каком словосочетании допущена ошибка?
а) позвать к телефону “Павла”;
б) на корабле “Сибирь”;
в) в город Саратов;
г) кинофильм “Зеркало”.
13. Найдите разносклоняемое существительное.
а) молодежь;
б) картина;
в) соглашение;
г) путь;
д) рояль.
14. Найдите существительное 2-го склонения.
а) речь;
б) рояль;
в) мышь;
г) рысь;
д) храбрость.
15. Найдите существительное 3-го склонения.
а) флигель;
б) снегирь;
в) рябь;
г) путь;
д) штиль;
16. Найдите существительное мужского рода.
а) окно;
б) море;
в) путешествие;
г) упорство;
д) кенгуру.
17. Найдите существительное, употребляемое только в единственном числе.
а) коллектив;
б) листва;
в) коллега;
г) аллея;
д) свойство.
18. Найдите существительное, употребляемое только во множественном числе.
а) пруды;
б) победы;
в) радости;
г) сутки;
д) гости.
19. Найдите неизменяемое существительное.
а) ТЮЗ;
б) фортепьяно;
в) бег;
г) фамилия;
д) судейство.
20. Найдите изменяемое существительное.
а) фойе;
б) ООН;
в) жюри;
г) вуз;
д) Сочи.
Тест 9
1. Определите существительное, обозначающее действие как предмет.
а) теннис;
б) прыжок.
2. Отличаются ли по лексическому значению глагол и существительное:
1) изображать яблоко — изображение яблока;
2) представлять себе — цирковое представление?
а) да;
б) нет.
3. Найдите “третье лишнее”.
а) 1) город;
2) Кострома;
3) М. Кутузов.
б) 1) журнал;
2) письмо;
3) Марс.
4. Нужны ли кавычки в словосочетаниях:
1) улица Новоалексеевская, Кутузовский проспект;
2) станция метро Новогиреево, былина Илья Муромец и Соловей-разбойник?
а) да;
б) нет.
5. Если ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в каком ряду эти имена существительные?
а) каталог, Замоскворечье, конь;
б) рояль, мебель, вуаль.
6. Укажите имена существительные 3-го склонения.
а) память, часть, река;
б) с матерью, от любви, без боли.
7. Если к 1 -му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а или -я, то в какой цепочке слов эти имена существительные?
а) в толпе, с дядей, от папы;
б) без лошади, от матери, около площади.
8. Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
а) невежество, легкомыслие, певучесть;
б) кактус, ромашка, пальма;
в) устройство, утверждение, соглашение.
9. Какую форму имеют собирательные имена существительные?
а) только единственного числа;
б) только множественного числа.
10. Существительное белила имеет форму только множественного числа, так как.
а) является отвлеченным;
б) является вещественным.
11. Укажите разносклоняемые существительные.
а) под зданием;
б) со временем;
в) над пламенем.
12. Одинаков ли падеж в словосочетаниях завернуть в бумагу и уехать в Англию у имен существительных?
а) да;
б) нет.
13. Какого рода несклоняемые существительные эскимо, кенгуру, какаду, авеню, Дели?
а) несклоняемые разного рода;
б) несклоняемые мужского рода.
14. трудяга — кто он: он или она (по Ф. Кривину)?
а) женский род;
б) мужской род;
в) общий род.
15. Выберите предложение с именем существительным общего рода.
а) Сосед открывает калитку в свой сад.
б) Саша ходит в шестой класс.
16. Выберите правильную форму существительных множественного числа родительного падежа.
а) падежов, теленков;
б) падежей, телят.
17. Определите способ образования существительных.
1) бездорожье.
а) приставочный;
б) приставочно-суффиксальный.
2) десятиклассник.
а) сложение основ;
б) сложение основ и суффиксация.
18. Определите слово с соединительной гласной.
а) метромост;
б) мостоотряд;
в) мать-и-мачеха.
19. Можно ли по окончанию определить род у существительных пюре и регби?
а) да;
б) нет.
20. Суффикс -чик- пишется после согласных.
а) д, т, з, с, н;
б) д, т, з, с, ж.
21. Вставьте пропущенные буквы в словах сма..ик, обра..ик.
а) -зч-;
б) -щ-.
22. Найдите слово, в котором перед суффиксом -щик- надо поставить ь.
а) заговор..щик;
б) угон..щик;
в) угол..щик.
23. Определите ряд слов с суффиксом -инк-.
а) диков..нка, смород..нка, трещ..нка;
б) спал..нка, череш..нка, паш..нка.
24. Определите ряд слов с суффиксом -ец-.
а) кресл..це, плать..це, здоровь..це;
б) пальт..цо, письм..цо, ружь..цо.
25. Какие суффиксы в словах сем..чко, Вал..чка, мельн..чка?
а) -ечк-, -ечк-, -ичк-;
б) во всех случаях -ечк-.
Тест 10
1. У какого прилагательного разряд определен верно?
а) футбольный (мяч) — притяжательное;
б) отважный (герой) — относительное;
в) белейший (снег) — качественное.
2. Найдите прилагательные в форме превосходной степени.
а) более темный;
б) умнее всех;
в) длиннее;
г) самый лучший;
д) сильнейший.
3. Укажите прилагательное с суффиксом -ск-.
а) низ..ий;
б) близ..ий;
в) фрацуз..ий;
г) турец..ий.
4. Какое прилагательное пишется через дефис?
а) (дальне)восточный;
б) (сельско)хозяйственный;
в) (древне)русский;
г) (юго)западный.
5. В каких случаях на месте пропуска пишется нн?
а) карта..ый;
б) исти..ый;
в) соломе..ый;
г) ледя..ой.
6. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о?
а) кумач..вый, девч..нка, лапш..й, вещ..вой;
б) парч..вый, деш..вый, реч..нка, тяж..лый;
в) еж..вый, грош..вый, одеж..нка, ш..рох;
г) образц..вый, отц..в, ключ..вой, туч..й.
7. Состав какого прилагательного соответствует схеме: корень — суффикс — суффикс — окончание?
а) карманный;
б) старинный;
в) приветливый;
г) свинцовый.
8. В каких случаях не — приставка?
а) (не)настная погода;
б) ничуть(не)интересный фильм;
в) (не)маленькая, а большая;
г) (не)приятный запах;
д) (не)глубокий, но рыбный пруд.
9. Укажите правильные варианты прилагательных в форме простой сравнительной степени.
а) красивше;
б) легше;
в) лучше;
г) мельче.
10. В каком слове ударение падает на третий слог?
а) красивее;
б) удобнее;
в) кухонный;
г) украинский.
11. Запишите не менее двух словосочетаний, доказывающих, что слово слабый многозначное.
12. Найдите грамматические ошибки в предложениях. Исправленные предложения перепишите.
а) Дорога была ширше, но болотистее.
б) Говори более громче, а то я тебя плохо слышу.
в) Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера.
13. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите суффиксы в именах прилагательных.
Однажды я гулял по песча..ому берегу моря. Был жаркий, но ветре..ый летний день. Пр..пекало ласковое солнце, и вода св..ркала серебряными искрами.
Тест 11
1. Какой грамматический признак определен неверно?
а) столетие — имя существительное;
б) пятеро — собирательное числительное;
в) трем — количественное числительное;
г) двухместный — порядковое числительное.
2. Выберите полный ответ. Числительные бывают..
а) количественные, дробные, порядковые;
б) количественные, собирательные, порядковые;
в) количественные, порядковые;
г) количественные, порядковые, простые.
3. Найдите ошибку в определении морфологических признаков числительных.
Одиннадцати ребят.
а) числительное;
б) простое;
в) количественное;
г) целое;
д) употреблено в род. п.;
е) стоит во мн. ч.
Шестьюдесятью страницами.
а) числительное;
б) составное;
в) количественное;
г) целое;
д) употреблено в Т. п.
В пятнадцатом ряду.
а) числительное;
б) простое;
в) количественное;
г) употреблено в Д. п.; ед. ч., м. р.
3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
а) К восемь целых двум пятым прибавить шесть.
б) Трое подружек.
в) С двухстами книгами.
г) Четверо медвежат.
4. Запишите числительные словами.
а) (854) сложить с (232);
б) из (947) вычесть (325);
в) к (342) прибавить (679);
г) от (878) отнять (511).
5. Образуйте от количественных числительных порядковые.
а) 15;
б) 58;
в) 684.
6. Вставьте числительные оба, обе в нужном падеже.
а) В ___ случаях ответ был неверным.
б) По ___ сторонам дороги тянулись кусты.
в) Склоны ___ оврагов размыты дождями.
г) На ___ стенах висели картины.
7. Поставьте сочетания в скобках в нужном падеже.
а) Работа сделана (полтора месяца) раньше срока.
б) В (полтораста метров) от дома начинался лес.
в) Мама купила около (полтора килограмма) яблок.
г) В книге было не более (полтораста) страниц.
8. Найдите ошибку в употреблении числительного. Запишите исправленное предложение.
В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим фунтам, иначе сто двадцать пять шагов.
9. Вспомните и запишите два фразеологизма, в состав которых входят числительные.
10. Замените слова в скобках фразеологическими оборотами, содержащими числительные.
а) Отец с сыном долго оставались (наедине).
б) Горячий ключ находился (очень близко) от лагеря туристов.
в) Даша трудилась (очень усердно), чтобы сделать вовремя работу.
г) Она (кратко) обрисовала сложившуюся ситуацию.
Тест 12
1. Найдите и отметьте в каждом столбике числительное.
а) много; |
б) несколько; |
семеро; |
три седьмых; |
пятак; |
двойка; |
десятка; |
сорокаградусный |
2. Определите слово, которое не является числительным.
а) двадцать один;
б) семерка;
в) оба;
г) трое;
д) восьмой.
3. Найдите днокоренное слово, являющееся числительным.
а) трижды;
б) тройка;
в) три;
г) тройной;
д) тройственный (союз).
4. Отметьте числительные, в которых после первого корня в И. п. и вин. п. пишется ь. Запишите их: 60, 18, 70, 12, 80, 19, 15, 600, 17,500, 800, 90.
5. Укажите ряд с количественными числительными.
а) семерка, пятый, один, оба;
б) пятеро, две шестых, три, седьмой;
в) пятак, шесть, десятеро, оба;
г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.
6. Найдите в каждом ряду то числительное, которое склоняется как существительное 2-го склонения.
а) миллион, тысяча, триста;
б) девяносто, двадцать, миллиард.
Просклоняйте одно из них.
7. Найдите те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное обе.
Крыши, стороны, берега, ученики, сестры, комнаты, животные.
8. С каким существительным может сочетаться количественное числительное?
Чтение, дивизия, молоко, молодежь, красота.
9. Определите числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово.
а) шестьдесят два;
б) две четвертых;
в) двадцать восьмой;
г) восемьдесят один;
д) сто пятнадцать;
е) одна четвертая.
10. Какое числительное имеет только две падежные формы: десять, двадцать один, второй, две пятых, сорок? Запишите эти формы.
11. Укажите числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняйте одно из них.
Пятитысячный, семьдесят, девятьсот, семидесятый, триста.
12. Найдите соответствия.
а) на восемьдесят (случаев) |
порядковое, простое, в П. п., ед. ч., м. р.; |
б) через полтораста (метров) |
количественное, целое, простое, в В. п.; |
в) о пятнадцатом (посетителе) |
количественное, дробное, простое, в В. п. |
Тест 13
1. Найдите “лишнее” слово, учитывая разряды местоимений.
а) некто;
б) нечто;
в) никто;
г) некий.
2. В каком случае нет грамматической ошибки?
а) тоскую по вас;
б) в сколько метрах;
в) ихний сын;
г) с мной.
3. Найдите неверное утверждение. Возвратное местоимение себя:
а) указывает на того, о ком говорят;
б) не имеет именительного падежа;
в) изменяется по родам, числам;
г) в предложениях является дополнением.
4. Найдите неверное утверждение. Притяжательные местоимения:
а) обозначают признак предмета по принадлежности лицу;
б) изменяются по родам, числам;
в) склоняются;
г) в предложении являются определением.
5. Найдите ошибку в определении разряда местоимения.
а) нечто — отрицательное;
б) кто-либо - неопределенное;
в) каждого — определительное;
г) ваш — притяжательное.
6. Не склоняется местоимение:
а) ничто;
б) тот;
в) наш;
г) таков.
7. Пишется не:
а) н..какого внимания;
б) н..чего говорить об этом;
в) н..чем не удовлетворен;
г) от н..чего делать.
8. Пишется ни:
а) н..кого спросить;
б) во что бы то н.. стало;
в) н.. к кому обратиться;
г) от н..чего делать.
9. Пишется через дефис:
а) кое(с)кем;
б) кое(кого);
в) как(буд)то;
г) (древне)русский.
10. Пишется в одно слово:
а) ни(у)кого;
б) не(кому);
в) кое(с)кем;
г) (у)него.
11. Не пишется раздельно:
а) (не)правда;
б) (не)с кем;
в) (не)брежность в работе;
г) (не)годовать.
12. В определении морфологических признаков какого местоимения допущена ошибка?
а) надомной — местоимение, нач. ф. я, личное, 1-е л., ед. ч., Т. п.;
б) из тех — местоимение, нач. ф. те, указательное, мн. ч., Р. п.;
в) у каждого (человека) — местоимение, нач. ф. каждый, определенное, м. р., ед. ч., Р. п.;
г) за собой — местоимение, нач. ф. себя, возвратное, м. р., ед. ч., Т. п.
13. В определении морфологических признаков какого местоимения допущена ошибка?
а) какому-то (дому) — местоимение, нач. ф. какой-то, неопределенное, м. р., ед. ч., Д. п.;
б) этого (сна) — местоимение, нач. ф. этот, указательное, м. р., ед. ч., Д. п.;
в) такого (дня) — местоимение, нач. ф. такой, определенное, м. р., ед. ч., Р. п.;
г) мне — местоимение, нач. ф. я, личное, 1-е л., ед. ч., Д. п.
Тест 14
1. Найдите слово с ударением на втором слоге.
а) звонят;
б) создала;
в) начала;
г) формировать.
2. В каком случае нет ошибки?
а) жгет траву;
б) надсмехаться;
в) ехайте;
г) лягте?
3. Какой глагол “лишний”?
а) леле..л;
б) ре..л;
в) кле..л;
г) посе..л.
4. Где грамматические признаки определены верно.
а) прочитал бы — глагол сов. вида, прош. вр.;
б) морозит — глагол сов. вида, наст, вр.;
в) закончу — глагол сов. вида, переходный, буд. вр.;
г) принеси-ка — глагол сов. вида, переходный, буд. вр.
5. Укажите глагол с суффиксом -ова-.
а) подгляд..вал;
б) рассчит..вал;
в) совет..вал;
г) испыт..вал.
6. Вставьте пропущенные буквы.
Посе..ть, выпиш..те слова, он закле..т конверты, не тревож..тесь из-за пустяков, когда замет..те ошибку, раста..л снег.
7. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.
По теплому морю проплыва..т корабль. Вдруг моряки вид..т стран..ый остров (голубовато)зеленого цвета. Этот остров (не, ни) обозначае(т, ть)ся на картах! Сразу по радио перед..е(т, ть)ся срочное сообщение. На морском пути замет..ли айсберг!
Айсберг пл..вучая лед..ная гора. Моряки зна..т что встреча с ним может оберну(т, ть)ся корабл..крушением.
Выпишите из текста глагол по его признакам: несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения, стоит в настоящем времени, 3-м лице, множественном числе.
8. Найдите безличные предложения.
а) Я хочу научиться хорошо плавать.
б) Опустело в лесу.
в) Берега подмыла река.
г) Намело много снега.
Тест 15
1. Найдите слово с ударением на втором слоге.
а) случай;
б) избаловать;
в) звонишь;
г) прибыла.
2. В каком случае нет ошибки?
а) подскользнуться;
б) надевать пальто;
в) ляжьте;
г) бежите вперед.
3. Какой глагол “лишний”?
а) та..л;
б) стро..л;
в) ве..л;
г) чу..л.
4. Где грамматические признаки определены верно?
а) сосчитал бы — глагол сов. вида, прош. вр.;
б) скрипит — глагол сов. вида, наст, вр.;
в) напишу — глагол сов. вида, переходный, буд. вр.;
г) сосчитай-ка — глагол сов. вида, переходный, буд. вр.
5. Укажите глагол с суффиксом -ова-.
а) подум..вал;
б) опазд..вал;
в) бесед..вал;
г) дклад..вал.
6. Вставьте пропущенные буквы.
Завтра расскажете, пове..л ветер, крикн..те громче, закле..л дыру, не порт..те газон, он стел..т ковер.
7. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.
Про обезьян иногда говорят не “(четверо)ногие”, а “(четверорукие”. Тем, кто всю жизнь живет высоко на деревьях, четыре цепкие лапы очень кстати: одна лапа за ветку держ..(т, ть)ся, а другая д..бычу н..сет, а третья и четвертая уже хв..таю(т, ть)ся за ветки. Но обезьянам пом..га..т и хвост.
Они ц..пля..(т, ть)ся за ветки, пров..са..т вниз головой и срыва..т с деревьев плоды.
Выпишите из текста глагол, строение которого соответствует схеме: приставка — корень — суффикс — окончание.
8. Найдите безличные предложения.
а) Хочется научиться хорошо плавать.
б) Лес опустел.
в) Берега подмыло водой.
г) Приближается рассвет.
Тест 16
1. Формы какого времени есть только у глаголов несовершенного вида?
а) настоящего времени;
б) прошедшего времени;
в) будущего времени.
2. В каких частях речи объединяются значения и признаки двух других частей речи (глагола и прилагательного)?
а) частица;
б) наречие;
в) существительное;
г) причастие;
д) междометие.
3. В каком наклонении глагол обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить?
а) в изъявительном;
б) в повелительном;
в) в условном.
4. Какие глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица?
а) различные;
б) личные;
в) безличные;
г) действительные;
д) восхитительные.
5. С помощью чего образуются глаголы?
а) приставок;
б) суффиксов;
в) приставок и суффиксов.
Тест 17
1. Выберите словосочетание, в котором пропущена буква я в суффиксе причастия.
а) ла..щая собака;
б) спе..щий виноград;
в) ре..щие знамена;
г) реж..щий станок;
д) кле..щий конверт мальчик.
2. Укажите вариант, где правильно указаны пропущенные буквы.
Расцвеч..ный по-праздничному пестрыми флагами ледокол входил в бухту.
а) -ен-;
б) -ан-;
в) -и-;
г) -е-;
д) -а-.
3. Укажите вариант, где правильно указаны пропущенные буквы.
Потер..ная книга нашлась.
а) -ен-;
б) -е-;
в) -ин-;
г) -ян-;
д) -я-.
4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с н.
а) бето..ые стены;
б) искре..яя радость;
в) зеле..ые листья;
г) огне..ые волосы;
д) пламе..ая речь.
5. Укажите вариант, где правильно указаны пропущенные буквы.
Половина темно-синего неба была густо засе..на звездами.
а) -и-;
б) -ен-;
в) -я-;
г) -ян-;
д) -е-.
6. Укажите слова, где допущена ошибка в употреблении удвоенных согласных.
а) промасленый, протореный;
б) разожженный, разобщенный;
в) червонный, цивилизованный;
г) профильтрованный, прочувствованный;
д) путешественник, разломленный.
7. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с н в суффиксе.
а) болезне..ый ребенок;
б) вахте..ый матрос;
в) медле..ая музыка;
г) станцио..ый буфет;
д) ядре..ый мороз.
8. Выберите строку слов с н.
а) привлечен..ый, обещан..ый;
б) развенчан..ый, разучен..ый;
в) освещен.., высушен., (плащ);
г) задержан..ый, проверен..ый;
д) устроен..ый, окружен..ый.
9. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной буквой о после шипящего.
а) зажж..нная свеча;
б) креще..ный человек;
в) выжж..нная степь;
г) ш..лковый путь;
д) бесш..вный метод.
10. Выберите предложение, в котором пропущена буква и в суффиксе причастия.
а) Я верю: под одной звездой мы с вами рожд..ны.
б) В так называемой холодной избе — из сеней направо — уже возились две другие бабы.
в) Вот уездный городок с деревянными домишками, бесконечными заборами, купеческими необита..мыми каменными строениями.
г) Вдруг мимо меня, погоня..мый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун.
д) Там, за облаками, плыл невид..мым солнцем чудесный, ослепительный прекрасный город.
11. Выберите предложение, в котором пропущена буква и в суффиксе причастия.
а) Глава семейства вел жизнь праздную, чаще всего запирался у себя в кабинете и занимался сочинением так называ..емых вольных стихов.
б) Из освеща..мого места трудно разглядеть, что делается в потемках.
в) Ущелья в сон погруж..ны, в ауле нет лишь тишины.
г) Голос глухо отдавался в подземелье и затихал где-то в дальних, невид..мых углах.
д) Вместо ожида..мой знакомой равнины я увидел совсем другие места.
12. Укажите вариант, где правильно указаны пропущенные буквы.
Всюду царит тиш..на, ум..ротворяюще действующая даже на коршуна, который со скалы наблюда..т за быстро шныряющ..ми чайками.
а) и-е-е-и;
б) и-и-е-и;
в) и-е-е-е;
г) и-е-и-и;
д) е-и-и-е.
13. Укажите случаи, когда частица не пишется раздельно.
а) Ветер свистит с (не)уменьшающейся силой.
б) Вокруг шумят (не)тронутые леса.
в) Трава еще (не)скошена.
г) На столе лежали (не)прочитанные газеты.
д) В его голосе и смехе чувствовалась (не)проходимая глупость.
14. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении.
Месяцы, прожитые у бабушки, я вспоминаю с трудом.
а) страдательное причастие прошедшего времени;
б) действительное причастие прошедшего времени;
в) краткая форма страдательного причастия;
г) действительное причастие настоящего времени;
д) страдательное причастие настоящего времени.
15. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении.
Деревья напоминали скалы, обросшие темным мхом.
а) страдательное причастие настоящего времени;
б) действительное причастие прошедшего времени;
в) краткая форма страдательного причастия;
г) действительное причастие настоящего времени;
д) страдательное причастие прошедшего времени.
16. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
а) организовать;
б) организующий;
в) организованный;
г) организуемый;
д) организовавший.
17. Найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
а) Лил дождь косой крупный.
б) Месяц похож на уголек подернутый голубоватым пеплом тучки.
в) Неожиданно обмелел пополнявшийся горными ключами бассейн.
г) Мне взрослому было стыдно.
д) А лес все пел свою мрачную песню.
18. Укажите предложение, в котором определение выражено причастием.
а) Село кончалось низеньким бревенчатым строением.
б) Пересохшие страницы затрещали.
в) Открылось небо цвета стали.
г) Доброе слово лучше сладких пирогов.
д) Кругом синеватая мгла.
Тест 18
1. В какой части речи объединяются признаки глагола и прилагательного?
а) наречие;
б) причастие;
в) деепричастие;
г) междометие.
2. Причастие “бежавший” образовано от глагола.
а) бегут;
б) бежать;
в) бегают;
г) бегать.
3. Деепричастие “прочитав” образовано от глагола.
а) прочитают;
б) прочтут;
в) прочитать;
г) прочитывать.
4. Вставьте подходящий суффикс “ла..ая собака”.
а) -ущ-;
б) -ющ-;
в) -ащ-;
г) -ящ-.
5. Вставьте подходящий суффикс “вид..ый эффект”.
а) -ем-;
б) -ом-;
в) -им-;
г) -ющ-.
6. Выберите правильное написание “отношения восстановл..ы”.
а) -ен-;
б) -енн-;
в) -ин-;
г) -ян-.
7. В какой строке все слова пишутся с нн.
а)изране..ый, посея..ое, скоше..ая;
б) ранен..ый, копче..ая, покраше..ый;
в) дистиллирова..ая, стриже..ые, некова..ый;
г) нежда..ый, незван..ый, негада..ый.
8. Выберите предложение, в котором верно расставлены знаки препинания.
а) Кучер, спавший на облучке тихо покачивался.
б) Спавший на облучке кучер, тихо покачивался.
в) Спавший на облучке, кучер тихо покачивался.
г) Спавший на облучке кучер тихо покачивался.
9. Найдите деепричастие.
а) пробежавший;
б) решивши;
в) написав;
г) написавший.
10. Определите, какие обороты содержатся в предложении, сколько их.
Напечатав рассказ придуманный Алексеем Маша закрыла глаза улыбаясь кому-то невидимому.
а) 1 деепричастный, 1 причастный;
б) 2 деепричастных;
в) 2 деепричастных, 1 причастный;
г) 1 деепричастный, 2 причастных.
11. Найдите глагол, от которого нельзя образовать деепричастие несовершенного вида.
а) мять;
б) стелет;
в) играть;
г) бегают.
12. Укажите слово, в котором не пишется раздельно.
а) (не)взлюбить;
б) (не)смолкающий;
в) (не)истовствовать;
г) (не)примириться.
13. Определите часть речи, к которой относится выделенное слово.
Он нехотя поднял руку.
а) деепричастие;
б) глагол;
в) наречие;
г) союз.
14. Определите часть речи выделенного слова.
Часть провожающих осталась на перроне.
а) существительное;
б) причастие;
в) прилагательное;
г) наречие.
Тест 19
1. Морфологический признак наречия.
а) категория падежа;
б) категория рода;
в) категория числа;
г) категория времени;
д) неизменяемость.
2. Определите структуру выделенного слова.
Он пел сегодня замечательно.
а) приставка — корень — окончание;
б) приставка — корень — суффикс;
в) корень — суффикс — окончание;
г) корень — суффикс — суффикс — окончание;
д) корень — суффикс.
3. Какие наречия имеют форму сравнительной степени?
а) которые пишутся через дефис;
б) обозначают направление и место;
в) качественные наречия с суффиксом -о;
г) местоименные наречия;
д) наречия с приставками.
4. Определите разряд наречия.
Это действие совершено умышленно.
а) образа действия;
б) степени;
в) времени;
г) причины;
д) цели.
5. Синтаксическая функция наречия:
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) обстоятельство;
г) определение;
д) дополнение.
6. Определите часть речи выделенных слов.
Платье красиво. Голос звучал красиво.
а) прилагательное, наречие;
б) наречие, прилагательное;
в) сказуемое, определение;
г) определение, сказуемое;
д) причастие, наречие.
7. Сколько в предложении наречий?
В кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики.
а) одно;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.
8. Наречие с не пишется раздельно:
а) смотрел (не) доумевающе;
б) нисколько (не) интересно;
в) быть (не) далеко;
г) выглядел (не) лепо;
д) действовал (не) решительно.
9. Почему наречие с не написано раздельно?
Не лучше всех.
а) есть синоним;
б) нет противопоставления с союзом а;
в) не употребляется без не;
г) есть слово, усиливающее отрицание;
д) наречие в сравнительной степени.
10. Как правильно написать?
(Н..) когда в жизни я не слышал от него (н..) каких жалоб.
а) не слитно;
б) ни раздельно;
в) ни слитно;
г) не раздельно;
д) не слитно, ни раздельно.
11. Выберите строку с нн в суффиксах.
а) говорил взволнова..о, выглядел испуга..о;
б) девочка испуга..а, море взволнова..о;
в) писать медле..о, трава зеле..а;
г) дорога дли..а, беше..о скакать;
д) выкова..ы из металла, тяжело контуже..ы.
12. Суффикс -о- в наречиях после шипящих.
а) негодующ.., торжествующ..;
б) горяч.., свеж..;
в) ещ.., вызывающ..;
г) жгуч.., хорош..;
д) неуклюж.., певуч...
13. Наречия с суффиксом -а-.
а) начнет.., досух..;
б) издалек.., снов..;
в) извилист.., дотемн..;
г) исступлен.., скован..;
д) сгоряч.., засветл.. .
14. Наречия с дефисом.
а) откуда(то), (с) мол оду;
б) (по) немецки, (по) двое;
в) (в) расплох, (по) прежнему;
г) чуть (чуть), (в) третьих;
д) (по) видимому, (на) двое.
15. Наречия, которые пишутся слитно.
а) (в) дали, (в) крутую;
б) (в) двое, (на) четверых;
в) (до) красна, (на) боковую;
г) (в) открытую, (по) долгу;
д) (в) догонку, (без) оглядки.
16. Наречия, которые пишутся раздельно.
а) (на) изусть, (испод) тишка;
б) (во) свояси, (по) одиночке;
в) (до)тла, (в) серьез;
г) (без) просыпу, (в) сердцах;
д) (до) зарезу, (в) скользь.
17. Найти строку с ь после шипящих.
а) настеж.., сплош..;
б) грач.., замуж..;
в) невтерпеж.., наотмаш..;
г) доч.., уж..;
д) идеш.., врач...
18. В каких случаях слова направо и навстречу написаны верно?
а) Воздух, бегущий на встречу, щекочет ноздри. Он шел навстречу с ней. Он претендует направо быть наследником. Мы повернули направо.
б) Воздух, бегущий навстречу, щекочет ноздри. Он шел на встречу с ней. Он претендует на право быть наследником. Мы повернули направо.
в) Воздух, бегущий на встречу, щекочет ноздри. Он шел навстречу с ней. Он претендует на право быть наследником. Мы повернули на право.
г) Воздух, бегущий навстречу, щекочет ноздри. Он шел на встречу с ней. Он претендует направо быть наследником. Мы повернули на право.
д) Воздух, бегущий на встречу, щекочет ноздри. Он шел на встречу с ней. Он претендует на право быть наследником. Мы повернули на право.
19. Укажите словосочетание со способом связи “примыкание”.
а) золотые руки, идти по аллее;
б) говорить взволнованно, поступил необдуманно;
в) красивый закат, шелковое платье;
г) очень тихо, читал книгу;
д) слишком медленно, летящий мяч.
20. Какие фразеологизмы являются синонимами словосочетания быстро убежать!
а) невелика птица, пустое место;
б) заткнуть за пояс, утереть нос;
в) сжечь свои корабли, перейти Рубикон;
г) родиться в рубашке, собраться с духом;
д) задать стрекоча, навострить лыжи, смазать пятки.
21. Найдите наречие, образованное префиксально-суффиксальным способом.
а) досрочно;
б) засветло;
в) наугад;
г) отныне;
д) глухо.
22. В каком наречии сохранился корень слова, которое имело значение “дно”?
а) исподтишка;
б) вдребезги;
в) вопреки;
г) настежь;
д) дотла.
23. Определите предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.
а) Музыка звучала громче.
б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.
в) Его голос громче, чем мой.
г) Все товары в этом магазине дороже.
д) Он продавал эту вещь дороже.
Тест 20
1. Укажите верное утверждение.
а) в предложении обязательно должно быть подлежащее и сказуемое;
б) прямое дополнение может выражаться только именем существительным;
в) все определения согласовываются с главным словом;
г) однородность / неоднородность определений зависит от значения.
2. Найдите предложение с несогласованным определением.
а) Мужчины постарше собирались на охоту.
б) На третий день снегопад прекратился.
в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.
г) Твой путь будет тернист.
3. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?
а) Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.
б) Можно было видеть лежащий в широкой излучине город.
в) Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.
г) Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.
4. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является приложением.
а) Чижа захлопнула злодейка-западня.
б) Он воспитывался учтелем-французом.
в) Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.
г) Нам улыбнулся сторож-старик.
5. Найдите предложение с обстоятельством меры.
а) При желании вы увидите.
б) Мы ехали шагом.
в) Мы прошли километр.
г) Он сделал это назло.
6. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом (знаки препинания не расставлены).
а) Как увижу ее я сам не свой.
б) Он слаб и гибок как тростник.
в) Делай сам как знаешь.
г) Злой язык как стрела.
7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам.
А |
Б |
В |
Г |
|
реп..тиция |
Е |
Е |
Е |
И |
больш..нство |
И |
И |
Е |
И |
вопл..тить |
А |
О |
О |
А |
пост..новление |
А |
А |
О |
А |
фест..валь |
Е |
И |
И |
Е |
Тест 21
1. Укажите неверное утверждение.
а) подлежащее может выражаться разными частями речи;
б) сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений;
в) прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом;
г) классификация обстоятельств в основном совпадает с классификацией наречий.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
а) Пять не делится на два.
б) Далече грянуло “ура”.
в) Наше завтра будет прекрасно.
г) Лучший из учеников был награжден грамотой.
д) Вчера произошло нечто странное.
3. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Дом будут строить каменщики.
б) Сирень начинает отцветать в начале лета.
в) Он казался всесторонне образованным человеком.
г) В путешествии мы узнали очень много интересного.
д) Мы предложили ему поиграть с нами.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
а) Ребята будут купаться в реке.
б) Он не станет со мной дружить.
в) Ей туфли впору будут.
г) Я должен был признать свои ошибки.
5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
а) Конек режет лед.
б) Отец подарил мне мяч.
в) Портной сшил костюм.
г) Туча закрыла полнеба.
6. Найдите предложение с косвенным дополнением.
а) Я сегодня поймал было рыбку.
б) Старуха пряла свою пряжу.
в) У коменданта я нашел Швабрина.
г) Я выпил немного воды.
7. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
а) Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора.
б) Он наконец научил сына по часам узнавать время.
в) Почти все жители сбежались смотреть на редких гостей.
г) Для меня жить — значит работать.
8. Найдите предложение с несогласованным определением.
а) Березы подмосковные шумели вдалеке.
б) Стояла осень в солнце и туманах.
в) Чьи-то кони стояли у двора.
г) Пахнул в лицо мне воздух чистый.
9. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
а) Дорога шла вдоль реки Цна.
б) Среди старых книг он нашел роман Спартак.
в) Ласточки звезды катятся вниз.
г) Первое условие для дружеского сближения искренность.
10. Найдите предложение с обстоятельством цели.
а) Он был направлен в московский госпиталь на излечение.
б) Ученик по болезни освобожден от уроков физкультуры.
в) При старании вы можете добиться больших успехов.
г) Звонко кукушка вдали куковала.
11. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).
а) Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.
б) При малейшей удаче он необыкновенно ободрялся.
в) Угрожающе рокочет море.
г) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Тест 22
1. Укажите неверное утверждение.
а) однородными могут быть любые члены предложения;
б) в предложении может быть два обобщающих слова;
в) если в предложении два ряда однородных членов, то знаки препинания в каждом ряду ставятся независимо;
г) если однородные члены соединены повторяющимися союзами, то запятая ставится всегда перед всеми однородными членами.
2. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.
б) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.
в) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего дня.
г) Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.
д) Какая неприятная пронизывающая погода!
е) Откуда-то доносился странный прерывистый протяжный звук.
3. Укажите, в каком предложении выделенные слова являются однородными определениями.
а) Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах.
б) Тонкий лимонный лунный свет.
в) Шумная, веселая, весенняя Москва.
г) Дом был большой, двухэтажный.
д) Эта работа была огромная, смелая, виртуозная.
е) Он казался заурядным, обыкновенным.
4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами.
а) Он мал, зато удал.
б) Как жить, так и читать вприпрыжку не следует.
в) Хороши-то хороши, да разборчивы ерши.
г) Послышался глуховатый звон не то колокола, не то чего- то другого.
д) Солнце дремлет: то глянет, то опять уснет.
е) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
5. Укажите, в каком примере не нужна запятая перед союзом да.
а) Я увидел только бой да вместо песен слышал канонаду.
б) Ум имей хоть маленький да свой.
в) Но это был не городской да и не сельский звук.
г) Ждал я вас на покос этим летом да так и не дождался.
6. Найдите, в каких примерах неверно расставлены знаки препинания в предложениях с союзом и.
а) Березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дожде.
б) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и милые места.
в) И ветер затих и туча росла, мигая молниями, и глухо ворчала.
г) И день и ночь скакали мы вперед.
7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.
а) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.
б) Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.
в) Заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил, и снова отдернул руку.
г) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
д) Бабушка связала варежки, большие неуклюжие, зато теплые.
8. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
б) Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
в) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
г) Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.
9. Укажите, в каком предложении неверно расставлены знаки препинания.
а) В холод и зной: утром и днем, вечером и ночью метеорологи непрерывно ведут свои наблюдения.
б) И все мне дико, мрачно стало: родная куща, тень дубов, веселы игры пастухов — ничто тоски не утешало.
в) На совещании присутствовали: директор, завуч и все кураторы.
г) Шум, говор и толпа людей — все это было как-то непривычно.
д) Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось.
10. Выберите верно написанное слово.
а) достопримечательность;
б) артилерия;
в) дикларировать;
г) экспиримент;
д) канференция.
Тест 23
1. Укажите неверное утверждение.
а) однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи;
б) в предложении может быть несколько рядов однородных членов;
в) если однородные члены соединяются союзами, то запятая между ними не ставится;
г) обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них.
2. Найдите предложения с неоднородными определениями.
а) На узких извилистых улицах стояла странная тишина.
б) Теплая летняя ночь трепетала бесчисленными звездами.
в) Наступила дождливая грязная темная осень.
г) По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.
д) Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью.
е) Профессор жил в большом одиноком доме на краю парка.
3. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются однородными определениями.
а) Небо было горячее, ветреное, яркое, как синька.
б) Вдруг на пути нашем явилась большая желтая река.
в) Дождь был короткий, сильный, холодный.
г) Лес стоит радостный, праздничный.
д) Вот сидит Оля. Она румяная, круглолицая и кудрявая.
е) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.
4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются разделительными союзами.
а) Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.
б) Стоят угрюмых гор вершины и дремлют в вечной тишине.
в) Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.
г) Что-то ярко горело: не то состав, не то станция.
д) Самозванец или не расслышал сказанное, или пренебрег неуместным намеком.
е) Дождь шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось.
5. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да.
а) Отсталый да ленивый всегда позади.
б) Снайпер бьет редко да метко.
в) Много прочел да мало учел.
г) Щи да каша — пища наша.
6. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом и.
а) Он хладнокровно встречал, и удачу, и неудачу.
б) Еще я высыпал на стол много белых грибов, и подберезовиков, и подосиновиков.
в) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами и укропом.
г) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.
д) Он услышал звон кольчуги, и крик, и ржанье, и глухой топот.
7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами верно расставлены знаки препинания.
а) И стар да весел, и молод да угрюм.
б) Ветер гонял колючие, прерывистые, душные тучи строительной пыли.
в) Дорога то подымалась на взгорье, то упиралась в скалу.
г) Хаты, поля и леса проступали все яснее и яснее.
д) Странный звук подплывал все ближе и ближе, и рос в своей силе.
8. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Всюду видится родное и знакомое.
б) На прилавке красовались свежие овощи красные помидоры зеленые огурцы.
в) Митраша выучился делать деревянную посуду бочонки лохани шайки.
г) Чистый басистый звук колокольчика звенел вокруг.
д) Слышалось там и пенье и смех и ворчанье.
9. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
а) Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.
б) И палисадник, и сад, и лук на грядках — это вместе было дом.
в) Все было серо, холодно и мокро и земля, и небо, и тощая трава.
г) Рассуждали о всякой всячине: о погоде, ценах, музыке, машинах.
д) Всюду: сверху и снизу — все смешалось.
е) Все в тающей дымке: холмы, перелески.
10. Выберите верно написанное слово.
а) мантаж;
б) профель;
в) галерея;
г) дастоинство;
д) пастамент.
11. Выберите верно написанное слово.
а) фонтазия;
б) вооброжение;
в) информация;
г) семфония;
д) аккомпонимент.
Тест 24
1. Укажите неверное утверждение.
а) обращение называет того, кому адресована речь;
б) обращение не является членом предложения;
в) внутри распространенного обращения не может быть однородных членов;
г) обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком.
2. Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Размахнись косою покажи свой пыл.
б) Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою.
в) Долетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей.
г) Нынче друзья собрались за столом.
д) Читайте книги серьезные.
е) Сладко спи моя красавица.
3. В каком предложении есть пунктуационные ошибки?
а) Степь широкая, степь безлюдная, что ты так смотришь пасмурно?
б) Вам бабушка и мои милые сестры, я привез кое-какие безделицы.
в) Отколе, умная, бредешь ты, голова?
г) Шуми, шуми, послушное ветрило.
4. Укажите неверное утверждение.
а) вводные слова и предложения не являются членами предложения;
б) вводное предложение, осложняющее простое предложение, составляет вместе с ним сложное предложение;
в) вводные слова показывают соотношение предложения с действительностью;
г) вводные предложения могут выделяться скобками.
5. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Было трудно может быть труднее только мне на все достанет сил.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.
д) В солнечный день так чудесно бывает в толпе на большой улице.
е) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.
6. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.
а) И справа, и слева, и, вероятно, также над домом сверкали молнии.
б) Я, впрочем, может быть сам виноват.
в) Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.
г) По словам Аксакова, весна, лучшее время года.
д) Однако, ты не прав, Валера.
е) Пожалуй, жизнь — одна из самых интересных книг.
7. Найдите примеры, в которых есть вводное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Опушка к сожалению приглянулась не нам одним.
б) Местность сам видишь безлюдная.
в) Знаете ли вы например какое наслаждение выехать весной до зари?
г) Говоря по чести Алеша всю жизнь мечтал о путешествиях.
д) Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти.
е) Пароход отчалил и описав круг побежал вниз.
8. Укажите предложения, в которых есть одновременно обращение и вводное слово (знаки препинания не расставлены).
а) А счастье было так возможно так близко.
б) Ты Алексей винтовку бы все-таки вычистил.
в) Я проститься приезжал Дарья Дмитриевна..
г) Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?
д) Так вы стало быть с нами Дарья Дмитриевна?
е) Лиза казалось не шла а летела.
9. Найдите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.
а) Я ошибался, да, но не лгал ни разу в жизни.
б) О, я недаром в этом мире жил!
в) Я хотел что-то сказать да признаюсь, и сказал.
г) Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.
д) Татьяна ах! А он реветь.
е) Да нет у нас ничего.
10. Выберите верно написанное слово.
а) вооброжение;
б) инфармация;
в) дикларация;
г) реставрация;
д) кампозитор.
Тест 25
1. Укажите неверное утверждение.
а) в СПП части неравноправны (одна подчиняется другой);
б) в СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов;
в) союзы и союзные слова не являются членами предложения;
г) в СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
а) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
в) Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
г) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
а) Я сказал, что люблю осенний лес.
б) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
в) Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
г) Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
д) Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
4. Укажите СПП с придаточным присубстантивным (определительным).
а) Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
б) Недаром говорится, что дело мастера боится.
в) Когда на душе горе, то тяжело без людей.
г) Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.
5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.
а) Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
б) Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.
в) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.
г) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
д) Вы знаете, что облака — это совершенно точные сигналы о погоде.
6. Укажите СПП с придаточным места.
а) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.
б) Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.
в) Нет истины, где нет любви.
7. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
а) Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.
б) Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.
в) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.
г) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.
8. Укажите СПП с придаточным причины.
а) Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
б) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
в) Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.
г) Это я придумал соловья, чтоб вздохнула милая моя.
9. Найдите СПП с несколькими придаточными.
а) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.
в) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.
г) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.
10. Укажите СПП с последовательным подчинением.
а) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
в) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
г) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.
11. Укажите предложение с параллельным подчинением.
а) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
б) Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.
в) Все, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил.
г) Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Тест 26
1. Укажите неверное утверждение.
а) между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие;
б) если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие;
в) запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты;
г) если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире;
д) некоторые БСП синонимичны СПП с придаточным времени.
2. Найдите БСП.
а) Время обдумало, сдуло все лишнее.
б) Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
в) Дело было вечером, делать было нечего.
г) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.
д) Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
е) По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца.
3. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
а) Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
б) В глазах у меня потемнело голова закружилась.
в) Дрова все вышли топить нечем.
г) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
д) В феврале много инея на деревьях будет много меда.
4. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
а) Поезд ушел его огни исчезли.
б) На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.
в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.
г) Не бойтесь вас подстрахуют.
д) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
е) Солнце дымное встает будет день горячий.
5. Укажите БСП, между частями которых нужно поставить тире.
а) Чайка прилетела скоро лед пойдет.
б) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.
в) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
г) Любишь кататься люби и саночки возить.
д) Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
е) Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
ж) Богатому не спится богатый вора боится.
6. Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
а) Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад.
б) Над Россиею — небо синее.
в) Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года.
г) На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.
7. Укажите предложение, где во второй части указана причина того, о чем говорится в первой части (знаки препинания не расставлены).
а) Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
б) Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.
в) В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.
г) За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.
8. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
а) Тропка уходила в поля и в дождь и в осень и в озимь.
б) Было грустно: и в весеннем воздухе и на потемневшем небе.
в) В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.
г) Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.
9. Найдите предложения с речевыми ошибками.
а) Обработка результатов испытаний проходила в два этапа.
б) Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
в) За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.
г) Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
10. Выберите верно написанное слово.
а) амфитеатр;
б) портер;
в) режиссер;
г) аккомпанемент;
д) аппетит.