Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Итоговое тестирование - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: проверить полученные знания; подготовиться к ЕГЭ.
Ход урока
I. Выполнение теста
Часть А
1. Буква и пишется в слове:
а) ал..менты;
б) ф..олетовый;
в) изв..нение;
г) зап..рший;
д) забл..стеть.
2. Буква а пишется в слове:
а) р..птать на судьбу;
б) мет..морфоза;
в) прик..сновение;
г) п..стеризовать;
д) п..радокс.
3. ь пишется в слове:
а) фальш..;
б) с мальчишеч..им задором;
в) песок зыбуч..;
г) выдает..ся свободный день;
д) ин..екция.
4. Буква о пишется в слове:
а) ш..мпол;
б) ж..лчный;
в) запеч..нный;
г) быть палач..м;
д) с зеркальц..м.
5. Согласная буква пропущена в слове:
а) словес..ный;
б) вяз..кий;
в) ис..якнуть;
г) ас..орти;
д) рас..овый.
6. Буква е пишется в слове:
а) пр..ручить;
б) пр..вередливый;
в) пр..ломляемость;
г) отверд..вать;
д) ханж..ство.
7. Буква е пишется во всех словах ряда
а) кататься на карусел.., лежать в транше..;
б) об обыча.., думать о наци..;
в) о нагревател.., о кровл..;
г) краска выгор..т, посад..шь;
д) о дальнем рейс.., с проучивш..мся полгода одноклассником.
8. Буква а(я) пишется в слове:
а) дыш..щий;
б) колыш..щиеся;
в) почу..л недоброе;
г) они плач..т;
д) насто..нный на зверобое.
9. нн пишется в слове:
а) неписа..ый закон;
б) коммуникацио..ый;
в) перепечата..ый;
г) заимствова..ый;
д) племя..ик.
10. нн пишется в предложении:
а) Не единожды стира..ый, костюм выглядел не нарядно.
б) Все необходимые первокласснику вещи купле..ы на школьном базаре.
в) Обитатели этого приюта были одеты в обноски, грязны и непричеса..ы.
г) Оратор самозабве..о расхваливал кандидата, не обращая внимания на поскучневшую аудиторию.
11. Частица не пишется раздельно со всеми словами в ряду:
а) мне (не)можется; (не)справедливость;
б) никем (не)забытый; (не)могло так случиться;
в) (не)однажды звонил; (не)гуманный подход;
г) совершенно (не)нормальный; отнюдь (не)ясно;
д) (не)добрать баллов; (не)громко, но твердо приказал.
12. ни пишется в предложении:
а) Н.. один звук не доносился до нашего слуха.
б) Сколько н.. вслушивайся в шум прибоя, ты не услышишь в нем одной единственной мелодии.
в) Чего только н.. рассказывают в тавернах матросы!
г) Я взял плащ, чтобы н.. вымокнуть под дождем.
13. не пишется и раздельно:
а) Эта машина уже (н..)(на) что не годится.
б) Мне (не)(с) кем поделиться самым сокровенным.
в) (Н..)мало времени необходимо потратить на то, чтобы овладеть высшей математикой.
г) (Н..)кого обвинять — ты сам виноват!
14. Слитно пишется:
а) Что-то (на)подобие крючка;
б) (в)общем;
в) (гос)аппарат;
г) (древне)индийский;
д) (прядильно)ткацкий.
15. Тире на месте пропуска ставится в предложении:
а) Для тех, кто не умеет петь, мюзикл является разговорным жанром, а для тех, кто не умеет говорить, ___ музыкальным.
б) Для литературоведа Шекспир ___ не главное, важнее примечания к нему.
в) Телевидение ___ важно для тех людей, которые готовы смотреть все что угодно, лишь бы не смотреть друг на друга.
г) Обомлеть ___ значит обмереть, впасть в обморок, лишиться чувств, памяти.
16. Запятая ставится в предложении:
а) Высоко поднималось облако пыли ___ и сквозь эту жаркую пыль на солнце можно было смотреть простым глазом.
б) Море приучает глаза к широким горизонтам ___ и приучает ум к смелым и свободным построениям.
в) Мой гость обладал завидными качествами характера ___ и у него был философский подход к проблеме.
г) Лидочка облокачивается на спинку кресла и напряженно ___ и как-то испуганно следит за выражением его лица.
17. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
а) Старый латунный багор был последним логическим штрихом в этой картине доказательств.
б) Он много и охотно рассуждал как о делах обыденных и земных, так и об отвлеченных материях.
в) Я дал свой паспорт, на экране компьютера появились: мое имя, фамилия, номер паспорта, номер и дата рейса, потом еще какие-то цифры.
г) Счастье для меня заключено в прозрачности ночи, и в огнях речных фонарей, и в звонком детском смехе.
18. Второстепенный член необходимо обособить в предложении:
а) Приходилось сидеть сложа руки и думать.
б) Утомленный однообразием местности я погружаюсь в какой-то сладкий полусон.
в) Учитель математики человек основательный и серьезный посмотрел строго на нас и на итальянцев.
г) Через много лет зимой 1935 года я встретился в Севастополе с сестрой Шмидта.
19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
а) Он зашел на вокзал и не задумываясь, сел в первую электричку.
б) Малиновые горы — один из лучших уголков Среднего Урала, особой высотой не отличались, но составляли центр громадного горного узла.
в) В отличие от Голландии, буквально по метру отвоевывающей свою землю у моря в России земли много.
г) Лошади будто плыли по воздуху, раздув ноздри и оскалив зубы.
20. Запятая на месте пропуска ставится в предложении:
а) Говоря о времени, современный человек основной единицей его измерения считает __ пожалуй __ час.
б) Так __ однако __ было далеко не всегда.
в) В сознании древних славян основное противопоставление выглядело __ приблизительно __ как противопоставление Света и Тьмы.
г) Не случайно __ кстати __ весна и лето соединялись в один период года.
21. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
а) У древних славян весна как носительница света и тепла противопоставлялась зиме как носительнице тьмы и холода.
б) Такой способ указания времени, как до обеда и после обеда, можно считать традиционным для русской деревни.
в) На многие вопросы позволяют ответить, как русская классическая литература, так и русские народные говоры.
г) Сегодня мы знаем, как реконструируется древнее значение слова.
22. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
а) Минутами я совсем забывал, куда я еду и зачем мне это нужно.
б) Отец с матерью отправились в ту заповедную страну, что называлась городом и взяли меня.
в) На вопрос, ехать ли за границу доктор углубился в размышления.
г) Знаменитый доктор изложил свой план лечения водами, при назначении которых он исходил из того, что повредить они не могут.
23. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
а) “Долго ли будет продолжаться этот балаган под кроватью?” — спросил Воланд.
б) Притворяясь рассерженным, Воланд спрашивал кота, не воображаешь ли ты, что на ярмарочной площади?
в) По мнению Пушкина: “свет не карает заблуждений, но тайны требует для них”.
г) Лев Толстой утверждал, что, “распутывая клубок исторических событий”, он именно в Петровской эпохе нашел “начало всего”.
24. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
Странное дело: (а) такому деловому человеку (б), как финдиректор, (в) проще всего было, конечно, позвонить туда, куда отправился Варенуха (г) и узнать, что с тем стряслось, однако (д) он до десяти часов не мог принудить себя сделать это.
25. Орфоэпическая ошибка допущена в слове:
а) отозвалАсь;
б) свекОльный;
в) торЕц дома;
г) депеша (дэ);
д) яичница (шн).
26. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
а) представить слово для доклада;
б) злостный неплательщик;
в) принимать во внимание;
г) ведущий лидер.
27. Слово употреблено в несвойственном ему значении:
а) Польщенный доверием коллег, молодой сотрудник смущался и бравировал.
б) Уникальный эксперимент проведен в условиях вечной мерзлоты.
в) Не стоит нивелировать различия между северными и южными районами области — они существенно влияют на урожай зерновых.
г) Его лаконичное выступление длилось не менее часа и неоднократно прерывалось бурными аплодисментами.
28. Речевая ошибка допущена в предложении:
а) Газета указала о том, что переход на зимнее время в этом году произойдет 27 октября.
б) Книга с пятьюстами пятьюдесятью новыми кроссвордами была мгновенно раскуплена.
в) Я считаю, что намеренная ложь гораздо более хуже, чем случайная ошибка.
29. Речевая ошибка допущена в предложении:
а) Направляющаяся в район боевых действий гуманитарная помощь должна попадать в первую очередь к старикам и детям.
б) Я думал о своей семье и о том, как мы прекрасно будем жить, когда закончится война.
в) Молодежная группа давала концерты в домах отдыха, залах и открытых площадках.
Часть Б
1. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его правильно в той форме, в которой оно употреблено в предложении:
Я с праздничной ясностью восстанавливаю в памяти этот путь из нашей Выры в Рождествено: красноватую дорогу, шедшую мимо некошеных полей, колоннаду толстых берез, спуск к реке, искрящейся сквозь парчевую тину, затем шоссейную дорогу через село, окаймленную по-русски бобриком светлой травы.
2. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его правильно в той форме, в которой оно употреблено в предложении:
В некошеных полях за парком воздух переливался бабочками среди чудного изобилия ромашек и колокольчиков, а за полями поднимался темный лес, и, часами блуждая по этой трущобе, я изредка набредал на досчатый мостик - оттуда уже недалеко было до деревни.
3. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его правильно в той форме, в которой оно употреблено в предложении:
Если государство в ближайшее время не предпримет реальных действий по повышению жизненного уровня педагогов, то совершит роковую ошибку, которая ударит по нас.
4. Укажите (цифрой) количество грамматических основ в предложении:
Борода у него была такая длинная, что доставала до земли, и, когда ходил ночью, он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.
5. Укажите тип каждого предложения.
1) Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры.
2) Совершение тягчайших преступлений в Средние века не наносило ущерба доброму имени, но забыть о нанесенной обиде или об оскорблении считалось недопустимым.
3) Любая вычислительная машина, каким бы поразительным ни было ее “умение” обучаться, работает на основе заранее составленной для нее программы.
а) простое;
б) сложносочиненное;
в) сложноподчиненное;
г) бессоюзное сложное.
6. На месте пропуска в предложении:
1) Всю жизнь ее можно очертить в двух-трех словах ___ уютный старый дом, постоянно гости, множество шумной и поголовно влюбленной молодежи на каникулах.
2) Кроме него, в той палате лежали ___ распухший от водянки француз, китаец, высохший и желтый, как мумия, и несколько чернокожих.
3) Горя бояться ___ счастья не видать.
а) необходимо поставить двоеточие;
б) необходимо поставить тире;
в) необходимо поставить запятую;
г) не следует ставить никакого знака.
7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Цифра относится к предшествующему слову.) Выпишите номер слова и соответствующую букву:
Уже после войны генеральскую (1) шинель на красной подкладке мои (2) маленькие дочери перешили (3) в женское пальто для одной из кукол (4), украсив (5) его блестящими пуговицами.
а) существительное;
б) прилагательное;
в) деепричастие;
г) местоимение;
д) глагол;
е) наречие.
8. Установите значение слова.
1) апелляция; 2) резолюция; 3) манифест; 4) референдум. |
а) решение, распоряжение; б) письменное обращение, призыв к народным массам программного характера; в) судебное разбирательство; г) краткое изложение содержания книги, статьи; д) всенародный опрос, голосование; е) обращение с просьбой, призывом о чем-нибудь в вышестоящие инстанции. |
9. Определите стиль приведенного ниже текста:
Семантика (от греческого “означать”, “означающий”) - наука о значении. Сказать точно, когда она родилась, как и про многие другие науки, невозможно, (1) размышления о значении и функции языка характерны для любого философского направления, вообще интересующегося языком. Так, часто истоки семантики находят в древнегреческой философии. (2) С не меньшим основанием можно усмотреть семантические идеи и в китайской философии.
10. Укажите, к какому типу лексических единиц относится слово семантика.
11. Укажите, как называется средство выразительности речи, выделенное в тексте задания № 9.
12. Укажите, какие средства связи предложений можно вставить на месте обозначенных цифрами пропусков в задании № 9. Выпишите цифру и соответствующую букву:
а) если;
б) однако;
в) поэтому;
г) ибо.
II. Итог урока