Культура речи (семинар) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Культура речи (семинар) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить основные понятия, относящиеся к культуре речи; углубить и развить знания по культуре речи.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроках мы будем повторять основные понятия, связанные с культурой нашей речи. Культура речи тесно связана с такими понятиями, как культура этноса, общенациональная культура и, наконец, общечеловеческая культура и культура личности. Самореализация личности в современном обществе невозможна без знания нормативных основ языка.

Национальный язык — совокупность всех слов, всех форм, всех особенностей произношения всех людей, говорящих на русском языке как на родном.

Национальный русский язык существует в своих разновидностях (см. схему 11 на доске).

Схема 11

Диалект — территориальная разновидность национального языка, местные говоры. Каждый диалект имеет свои языковые особенности: особенности произношения, употребления слов, особенности образования слов и синтаксических конструкций.

Жаргон — разновидность национального языка, которой пользуются представители определенной социальной или профессиональной группы (выделяются специальные языки: школьный, студенческий, молодежный).

Выделяется тайный жаргон — арго — засекреченный язык (например, воровской язык).

Просторечие — совокупность таких особенностей речи, которая находится за рамками литературного языка и не ограничена ни территорией, ни профессией. Просторечие делится на грубое и собственно просторечие. Собственно просторечия — это народные слова (нонче, харчи, батя). Грубое просторечие — вульгаризмы (шалава, сволочь) и сквернословия.

Высшая форма существования национального языка — литературный язык. Литературный язык является общенародным, он одинаков на любой территории распространения русского языка. Это официальный язык государственного законодательства, науки, культуры, школы, искусства. Другим разновидностям национального языка он противопоставлен тем, что это язык нормированный, кодифицированный (все нормы закреплены).

— Всегда ли речь, которую мы слышим, грамотная и правильная?

— Где мы можем услышать грамотную нормированную речь?

II. Работа учащихся в группах

Учащиеся делятся на три группы, получают задания: подготовить презентацию своей темы, прочитать соответствующий параграф учебника (§ 107—110), подготовить сообщение по материалу параграфа (в сообщении приветствуется использование таблиц, схем обобщающего характера). Теоретическую часть выступления необходимо подкрепить примерами. Учитель предлагает учащимся, кроме материала параграфа, дополнительную литературу, имеющуюся в кабинете русского языка.

Темы презентаций

1. Язык и речь. Правильность русской речи.

2. Нормы литературного языка.

3. Качества хорошей речи.

На подготовку презентации-отводится 15—20 мин. Группа сама решает, кто и как будет представлять общие результаты работы.

Класс, слушая выступления товарищей, составляет тезисный конспект, заполняет таблицы и составляет схемы, предложенные в ходе презентации.

Обсуждение проделанной в группах работы, анализ презентаций. Выставление оценок.

Выполнение упражнений 542 (устно), 545 (устно).

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 107—110.

2. Упражнение 547.






Для любых предложений по сайту: [email protected]