Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Сочетание знаков препинания - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить значение знаков препинания; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии.
Ход урока
I. Орфоэпическая разминка
— Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.
Агентство, алфавит, ампер, атлет, банты, блюда, верба, гренки, завидно, дебаркадер, документ, жаворонок, заиндеветь, захламленный, значимость, комбайнер, кирзовый, мельком, процент, творог, силос, хлопковый, шарфы.
II. Проверка домашнего задания
— Что называется периодом?
— Сколько в нем частей?
— Какая интонация характерна для таких предложений?
— Как период оформляется пунктуационно?
(Чтение и анализ предложений, выписанных из произведений художественной литературы.)
III. Работа по теме урока
1. Анализ предложения.
Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит... (И. Крылов).
— Объясните сочетание знаков препинания (скобки, восклицательный знак, точка с запятой).
— Какие еще сочетания знаков препинания вам встречались?
2. Работа с учебником.
— Прочитайте § 104, ответьте на вопросы.
— В каких конструкциях ставятся рядом вопросительный и восклицательный знаки?
— С какими знаками сочетаются: тире? скобки? кавычки? многоточие?
Выполните упражнение 514: часть 1 — устно объясните знаки препинания; часть 2 — письменно (выпишите предложения, где есть сочетание знаков препинания, объясните их графически или словами).
IV. Закрепление
Работа у доски и в тетрадях: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания графически.
История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот, собственно, история культуры (М. Горький).
Да разве так можно говорить о близком человеке?!
Надоело мне ваше “За ответом приходите завтра”!
Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 104.
2. Составить пять предложений с сочетаниями разных знаков препинания (или выписать из СМИ из произведений художественной литературы).