Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нем.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
1. Поставьте числительные, помещенные в скобках, в нужном падеже.
Около (400) экземпляров, из (250) книг, к (500) ученикам, с (300) участниками.
2. Определите, от каких частей речи образовались следующие слова.
Неплохо, почемучка, давным-давно, кое-как, повсюду, неудачно, доныне.
3. Придумайте предложения со следующими вводными словами.
Наверное, по всей вероятности, по-видимому, видно, знать. Есть ли между этими словами стилистические различия?
II. Проверка домашнего задания
Заслушивается ответ по теме “Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными”.
III. Работа по теме урока
1. Анализ предложений.
1. Она с радостью переносила боль: только бы спасти своих милых братцев.
2. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.
3. В саду уже пробились светло-зеленые иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; веселый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.
4. Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.
5. На другой день проснулся: уже дед ходит по баштану как ни в чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы.
2. Работа с учебником.
Задание: прочитать § 98, составить таблицу “Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСТ)”.
Таблица 36
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Значение |
Можно вставить |
1. Запятая: перечисление фактов |
И |
2. Точка с запятой: то же, но предложения отдалены по смыслу или внутри частей уже есть знаки препинания |
И |
3. Двоеточие: |
|
1) причина; |
Потому что |
2) пояснение; |
А именно, как-то |
3) дополнение |
Что |
4. Тире: |
|
1) противопоставление; |
А, но |
2) условие; |
Если |
3) время; |
Когда |
4) вывод, следствие; |
Поэтому, следовательно |
5) сравнение; |
Как, словно |
6) быстрая смена явлений |
IV. Закрепление
Упражнения 487, 488, 490, 492 выполняются устно. Учащиеся комментируют постановку знаков препинания. Упражнения 489 — письменно, с последующей проверкой (расставить знаки препинания, составить схемы предложений 3, 6 и произвести их синтаксический разбор).
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 98.
2. Упражнение 497 или 493 (по выбору).