Готовимся к ЕГЭ - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Готовимся к ЕГЭ - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Цели: повторить и обобщить знания, полученные на уроках по теме “Лексика. Фразеология. Лексикография”; ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отрабатывать навыки выполнения заданий ЕГЭ.

Ход урока

I. Повторение изученного по теме “Лексика”

1. Фронтальный опрос.

— Что является объектом изучения в лексикологии, фразеологии?

— Как осуществляется перенос лексических значений в многозначном слове?

— Что такое омонимы? Как соотносятся омонимия с полисемией?

— Расскажите о видах омонимов в русском языке. Приведите свои примеры.

— Что такое синонимия?

— Какие слова называются антонимами?

— Какие слова мы называем паронимами? В чем кроется причина большого количества речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

— Какие источники пополнения словарного состава языка вы знаете?

— Какие пласты лексики являются ограниченными в употреблении и почему?

— Расскажите об устаревших словах. В чем, с точки зрения носителя современного русского языка, состоит различие между архаизмами и историзмами?

— Фразеологический оборот как единица лексики. Признаки слова и словосочетания (предложения) во фразеологическом обороте.

— Что такое лексикография? Какие типы словарей вы знаете?

2. Готовимся к ЕГЭ.

Сначала учитель может напомнить ученикам основные принципы ЕГЭ по русскому языку и особенности составляющих его заданий. Стоит упомянуть о том, что задания эти пронизывают собой все языковые уровни, отраженные в разделах учебника, и имеют форму тестов*.

Вариант 1

1. Какое лексическое значение имеет слово “многознаковость” в предложении**?

Основной недостаток иероглифического письма - его многознаковость и сложность.

а) то же, что и многозначность;

б) свойство системы письма, в которой используется большое количество разных знаков;

в) свойство системы письма, при которой один и тот же знак используется для разных целей;

г) система, при которой для обозначения одного и того же понятия используется несколько знаков.

2. Какое слово синонимично слову “ложный” в предложении?

Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществление которой и сосредоточивались их усилия.

а) фальшивый;

б) ошибочный;

в) лживый;

г) несправедливый.

3. Какие из приведенных ниже слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения слова “предприниматель”?

а) успешный;

б) удачный;

в) удачливый;

г) преуспевающий.

4. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

а) Нам попался человеческий экзаменатор.

б) Защита человечьего достоинства — основная черта этого публициста.

в) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания.

г) Она думала, что наконец-то нашла родную человечную душу.

5. Какие из приведенных ниже лексических значений соответствуют фразеологизму “втоптать в грязь”?

а) копать землю;

б) опорочить;

в) несправедливо обвинить;

г) потерять.

Вариант 2

1. В каком значении употреблено слово “оригинал” в предложении?

Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновному Петербургу, всегда славилась оригиналами.

а) подлинник (не копия) чего-либо;

б) самостоятельный, не склонный к подражанию;

в) человек, старающийся выделиться внешним видом или манерами среди окружающих;

г) своеобразный, не похожий на других человек.

2. В каком предложении вместо слова “суетливый” нужно употребить слово “суетный”?

а) И в будни, и в праздники набережная была заполнена суетливой толпой.

б) Наш герой принадлежал к людям, которые думают только о возвышенном и презирают суетливые заботы о хлебе насущном.

в) Новичков, только что принятых на работу, можно было сразу узнать по неловким, суетливым движениям.

г) Катер подошел к причалу, началась шумная и суетливая посадка.

3. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

а) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

б) Голосовая буря пронеслась над ущельем.

в) Певец обладает замечательными голосовыми данными.

г) Маяковский — один из голосовых поэтов своего времени.

4. Какие из приведенных ниже лексических значений соответствуют фразеологическому обороту “взять себя в руки”?

а) сдержать себя, успокоиться;

б) взять на себя ответственность;

в) принять важное решение;

г) сдаться.

II. Итог урока

Примечание к разделу “Лексика”. В систему уроков по лексике не вошли занятия, посвященные теме “Лексика с точки зрения происхождения и употребления” (§ 8—10 на с. 22—29). Тема эта в рамках школьных уроков носит, в основном, теоретический характер и поэтому может использоваться в качестве темы внеклассного мероприятия по русскому языку. Учащиеся без труда смогут найти немало интересного материала.

Формы мероприятия могут быть разными, например, конференция. Конференция — один из важных видов учебной работы в вузе, позволяющий учащимся проводить самостоятельную исследовательскую работу, пусть и небольшую по объему.

Ниже предлагаются ориентировочные темы докладов к конференции (ученики готовятся заранее).

1. Эта занимательная наука этимология.

Доклады могут быть посвящены происхождению одного слова или слов одной тематики. Учащиеся могут исследовать происхождение и нарицательных, и собственных имен. Отдельной темой исследования может быть происхождение и топонимов, и имен или фамилий. Такие доклады полезны тем, что показывают жизнь слова. Наверняка не все ученики знают, что слово “счастье”, например, восходит к слову “часть”, а оно, в свою очередь, — к слову “кус” (доля). Знание истории слова позволит повысить орфографическую грамотность учащихся, потому что вскрытие происхождения слова нередко помогает объяснить то, что носителям современного русского языка приходится запоминать (например, наличие сочетания сч на месте звука [щ] в слове “счастье”).

Литература по теме

1. Иванов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. 3-е изд., перераб. М., 1994.

2. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием). М., 1995.

3. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. М., 1997.

4. Никонов В. Л. Словарь русских фамилий. М., 1993.

5. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение, 1988.

6. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. М., 1988.

7. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVII-XX вв. М., 1996.

8. Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика. М., 2001.

9. Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.

10. Тихонов А. Н. и др. Словарь русских личных имен. М., 1995.

11. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1971.

12. Успенский Л. В. Ты и твое имя. М., 1972.

13. Успенский Л. В. Имя дома твоего. М., 1972.

14. Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Опыт этимологических заметок. М., 2005.

15. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2006.

16. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. М., 1989.

17. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.

2. Диалекты русского языка.

Доклады могут быть посвящены многообразию диалектов, распространенных на территории России. Кроме того, учащиеся могут исследовать и литературные произведения, в которых встречаются диалектизмы (их можно найти, например, в произведениях М. Шолохова).

Литература по теме

Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. М., 1989.

3. Специальные слова.

Доклады могут быть посвящены лексике отдельных профессиональных групп, например, врачей, моряков и т. д. Отдельной темой может быть язык пользователей персональными компьютерами: большинству учащихся специальные слова, относящиеся к этой сфере употребления, хорошо знакомы.

Литература по теме

1. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Толковый словарь юридических терминов. М., 2007.

2. Коноплицкий В. Это бизнес: Толковый словарь экономических терминов. М., 1996.

3. Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу / Подред. П. Ф. Пероченко. М., 1992.

4. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. М., 1989.

4. “Да” или “нет” жаргону?

Тема эта сегодня актуальна, как никогда: сейчас многими отмечается понижение уровня культуры речи. В докладах, посвященных этой теме, можно рассказать о том, что, с одной стороны, жаргоны имеют свою историю и являются частью национального языка, но с другой — нередко мешают общению, замусоривая речь.

Литература по теме

1. Грачев М. А. Словарь современного молодежного жаргона. М., 2006.

2. Колесов В. В. Культура речи — культура поведения. Л., 1988.

3. Колесов В. В. Язык города. М., 1991.

Темы могут быть конкретизированы учителем и учеником.

В результате проведенной учащимися исследовательской работы учитель может выстроить с ними схему, показывающую, как соотносятся между собой разные пласты лексики в рамках национального языка с точки зрения ее происхождения и употребления (схемы 1, 2, 3).

Схема 1

Лексика с точки зрения ее происхождения

Схема 2

Лексика с точки зрения ее употребления

Схема 3

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

Для участия в конференции учащиеся должны выполнить большой объем работы, грамотно организовав подготовку доклада. Чтобы помочь учащимся подготовиться к конференции, учитель может составить для них памятку.

1. Определитесь с темой доклада.

2. Подготовьте предварительный план доклада. Он обязательно должен включать в себя введение (постановка вопроса исследования), основную часть, в которой выстраивается основной материал исследования, и заключение, в котором показываются итоги проведенной работы.

3. Познакомьтесь с научной и научно-популярной литературой, посвященной этой теме. Начать можно с материалов учебника, а затем перейти к чтению дополнительной литературы и работе со словарями.

4. Уточните план доклада.

5. Подготовьте фактический материал по докладу (выписки из словарей, художественных произведений и т. п.).

6. Составьте доклад по уточненному плану. Если в ходе работы вы ссылаетесь на научные и научно-популярные работы, не забудьте указать, что это цитата, и должным образом ее оформить.

7. Прочитайте доклад. При необходимости внесите в него коррективы. Не забудьте о том, что время чтения докладов на конференциях всегда регламентируется (5—7 мин), поэтому не забудьте прочитать доклад вслух и проследить, укладываетесь ли вы в регламент.

8. Будьте готовы к тому, что по теме доклада вам могут задать вопросы. Поэтому вы должны уметь свободно ориентироваться в материале.

Конференцию можно организовать по-разному. Это может быть традиционная форма: учащиеся слушают доклады, конспектируют основные мысли, задают вопросы докладчикам. Вторая форма работа более сложна: над одним докладом работают двое учащихся. Один из них выступает как автор доклада, а второй — как рецензент, который отмечает сильные и слабые стороны доклада, а также при необходимости дополняет его содержание.


* Подготовку к ЕГЭ предлагается осуществлять блоками: целесообразно будет давать задания, относящиеся к пройденному разделу науки о языке.

** Здесь и далее при составлении уроков-практикумов по подготовке к ЕГЭ частично использовались учебные пособия: Пучкова Л. И. ЕГЭ-2008. Русский язык. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2008; Сенина Н. А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания. Ростов н/Д: Легион, 2007.






Для любых предложений по сайту: [email protected]