Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Конструкции с союзом КАК - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цели: повторить условия постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом; отработать умения правильно оформлять предложения с союзом как.
Ход урока
I. Лексическая разминка
— Объясните значения слов.
Деструктивный, криминогенный, альянс, коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, консенсус, маргинал.
II. Интерактивная беседа по усвоению нового материала
(По ходу беседы учащиеся записывают предложения в тетрадях и анализируют их, графически выделяя знаки препинания.)
Перед союзом “как” запятая ставится в следующих случаях.
1. Если оборот обозначает уподобление (“как” в значении “подобно”). Например: Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (А. Пушкин); Как чайка, парус там белеет в высоте (А. Фет).
2. Если сравнительному обороту предшествует указательные слова так, такой, тот, столь. Например: Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Н. Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой).
3. Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и. Например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность (К. Паустовский).
4. Если оборот выражается сочетаниями как всегда, как нарочно, как обычно, как исключение, как правило, как прежде, как сейчас, как теперь. Например: Вижу, как теперь, своего хозяина (А. Пушкин).
Запятая не ставится в следующих случаях.
1. Если сравнительный оборот имеет в качестве основного значение обстоятельства образа действия и может быть заменен творительным падежом существительного или наречием. Например: Как град посыпалась картечь (М. Лермонтов) (ср.: посыпалась градом); Как демон коварна и зла (М. Лермонтов).
2. Если союз “как” имеет значение “в качестве”. Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); Полученный ответ рассматривается как согласие (В. Ажаев).
3. Если сравнительный оборот характеризует лицо или предмет с какой-либо одной стороны. Например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (К. Федин).
4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым, которое без сравнительного оборота не имеет законченного смысла. Например: Отец и мать ей как чужие (Н. Добролюбов); Все относились к Ване как к своему человеку (М. Пришвин).
5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, именно, прямо, просто, точь-в-точь. Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как чувство отдыха... (М. Пришвин).
6. Если сравнительный оборот или все сочетание с ним имеет характер устойчивого сочетания, например: беречь как зеницу ока (как святыню); бросился как безумный; глуп как пробка; пошел ко дну как камень.
III. Закрепление
Чтение § 90, выполнение упражнения 443 (объяснить знаки препинания).
IV. Итог урока
Домашнее задание
1. Упражнение 442 (1-9-е предложения).
2. § 90.
3. Подготовиться к контрольному диктанту.